Сергиев.ru

Как воспитать человека?

Как воспитать человека?

Российская школа, по крайней мере на словах, не согласилась с ролью коллективного репетитора, оказывающего образовательные услуги, и не устранилась от формирования личности ребёнка. Хотя каких-то лет 10 назад с трибуны Министерства образования её призывали именно к этому. В 2021 году подобное требование, кажется, утратило актуальность. В какую сторону движутся воспитательные процессы в наших учебных заведениях? Проанализируем это на примере трёх работ учителей Сергиево-Посадского городского округа, представленных на муниципальный этап всероссийского конкурса «Как воспитать человека». И конечно же, вспомним о школе, в которой учились сами (в случае с автором речь о 1995-2005-х годах), чтобы лучше понимать направление педагогической мысли.

Не бросайте, люди, кукол

Лучшей практикой духовно-нравственного воспитания был признан проект рождественского вертепного театра «Звезда надежды», созданного на базе школы № 4. Руководитель студии, учитель рисования Вера Союзова, пытается пробудить в учениках 7-9 классов два начала одновременно: волонтёрское и творческое. Усилиями педагога возрождена традиция старинного кукольного театра. С середины декабря до конца января проводятся спектакли не только для своих, но и для детей с ограниченными возможностями и детей, оставшихся без родительского попечения.

Несмотря на христианскую направленность спектаклей, воцерковлять с помощью театра никто никого не пытается. С помощью кукол детей учат творить бескорыстное добро.

Вера СОЮЗОВА, учитель школы № 4:

— Мои ребята после театра очень меняются. Они дружат, становятся одной семьёй. Это дорогого стоит. Один мальчик в прошлом году закончил школу, зовут его Тимофей Степанов. Он был в нашем театре до 11-го класса, хотя обычно дети уходят в 9-м. Он сказал, что театр — это лучшее, что с ним было в школе. Он поступил в пединститут. Думаю ему это дело передать.

Ориентиры прошлого

Нельзя сказать, что автора статьи учили в школе быть злым и равнодушным. Но, по сравнению с событиями 25-летней давности, акценты нравственности школьника радикально изменились. Начнём с волонтёрства. В 1990-е и начале 2000-х убеждать старшеклассника в пользе для общества бесплатного труда было бесполезно: родители и так месяцами «волонтёрили» на родных заводах и в бюджетных конторах. Напротив, нравственно было получить за свою работу хоть немного денег. Коллективный тимуровский труд если не высмеивался, то переставал пропагандироваться на всех уровнях. Престиж участия в разного рода творческой самодеятельности был тоже невелик: выражаясь на языке эпохи, своеобразным зашкваром (престижно среди сверстников было заниматься в секциях единоборств). Современные перемены в школьном сознании можно охарактеризовать как громадный шаг вперёд. Пусть и обусловленный экономически.

Гражданин-второклассник

В школе № 21 патриотизм прививают вместе с арифметикой и чистописанием. Особенно преуспела в этом учительница начальных классов Оксана Терскова, проект которой признали лучшим в округе. Дети двадцать первой должны с малых лет знать поимённо великих русских полководцев — от Александра Невского до Рокоссовского, представлять структуру современных Вооружённых сил России, отличать Советский Союз от Российской Федерации и понимать, кто и с кем воевал в Великую Отечественную войну (очень важно, вплоть до нюансов), уметь объяснить подвиг блокадного Ленинграда (в памятные даты в столовых выдают порции хлеба, эквивалентные ленинградским).

Из актуального и современного — знать верховного главнокомандующего, премьер-министра, министра обороны, герб, флаг и гимн. Из истории родного города — иметь представление о жизненных вехах преподобного Сергия Радонежского и о периоде Загорска (понимать, что Сергиев Посад и Загорск — один и тот же город).

Оксана ТЕРСКОВА, учитель школы № 21:

— Я хочу увидеть в них наследников Великой Победы: смелых, способных заступиться за свою семью, любящих женщину и Отечество, как самих себя. Говорю своим детям: в жизни бывают моменты, когда вы чем-то будете расстроены, недовольны и не согласны, но это не повод забывать свою страну и не любить её.

В чём повезло их родителям?

В школах 1990-х, может, и хотели воспитывать патриотов новой страны, но по понятным причинам не знали, как это делать. Возможно, и задачи такой не стояло. В учебниках чтения и прописях старого образца учителя стыдливо пропускали странички, где рассказывалось о Советском Союзе и вождях мирового пролетариата. Младшим школьникам по 10 раз на день повторяли, что никакого СССР и РСФСР более не существует. Наша Родина — Россия. Сегодняшние первоклашки, правда, с этим не путаются. Поэтому на этом внимание так не акцентируется.

Из других диковинок: активистов какого-нибудь ультраправого общества «Память», сумевших втереться в доверие директору, сейчас на открытых уроках не встретишь. А раньше экстремист при большом желании мог то самое патриотическое воспитание чуть ли не факультативно преподавать.

Но был у всего деструктива эпохи серьёзный противовес — уже пожилые, но ещё бодрые ветераны Великой Отечественной войны, с которыми поколение 1990-х годов обучения наобщалось вдоволь. И линейка в День Победы была неизменным атрибутом патриотического воспитания. Только праздник был чуть ближе и гораздо семейнее.

Чему учат блоги?

Абсолютным победителем муниципального этапа конкурса стала учитель иностранного Валерия Пчёлкина из школы № 11 с темой «Воспитание посредством СМИ». Не удивляйтесь, это самый близкий школьниками сюжет, не перегруженный идеологией и морально-нравственными категориями. Валерия Алексеевна не смотрела с учениками политические ток-шоу и не делала на уроках обзоры еженедельных газет. Она завела собственный блог в соцсети Инстаграм (тоже вполне себе современное СМИ), то есть пришла на их любимую площадку, где выступала сама с экспертами, мотивирующими хорошо учиться и сдавать экзамены.

Валерия ПЧЁЛКИНА, учитель школы № 11:

— Информацию мы черпаем из газет, радио, телевидения. Сегодня мы не можем игнорировать Всемирную паутину: блоги и YouTube-каналы. Дети очень много проводят времени в интернете. Но, к сожалению, часто то, что они потребляют там, не несёт большой пользы для них. Почему бы учителям не попробовать создавать полезный и интересный контент на таких площадках?

Без блогов, но с пятёркой

А с этим у нас, у школьников 1990-00-х, была откровенная напряжёнка. Никакой «Пионерской правды» в списке обязательного чтива уже не было. Можно было доучиться до 11 класса, не осилив ни единой газетной строчки, если в семье культура потребления СМИ отсутствовала как таковая. С другой стороны, учителя обществознания рекомендовали старшеклассникам смотреть новости по ОРТ или РТР. И практика показывала, что даже такой источник информации позволял сдать предмет без длительной подготовки на 4 или 5.

Резюме

Российская школьная система воспитания человека образца 2021 года явно выигрывает у себя же образца 1995-2005-х годов. И в то же время советские попытки конструирования личности выглядят убедительнее — нынешняя школа хуже понимает, что хочет получить на выходе, слишком много отдавая на откуп конкретным учителям-энтузиастам. Родителям остаётся уповать на то, что именно их детям повезёт с педагогом, или же титаническим трудом исправлять ошибки самостоятельно.

Сергей Рунько

Фото Алёны Рунько

Фото @ Сергиев.ru