В некоторых культурах верят, что имя хранит в себе силу, определяет судьбу, оказывает мистическое воздействие на человека или объект. Не будем спорить с магическим мышлением, отметим лишь, что в реальности имя точно тянет за собой ворох документов. Оттого переименование улицы, а то и целого населённого пункта, становится настоящим событием — возможно, мелким для физического мира, но эпохальным для юридического.
Эксклюзивное страдание чиновников
К счастью, в таких случая необходимость внесения изменений в большой объём документов касается лишь государственных органов — администрации, Росреестра, БТИ и прочих структур. Для жителей же всё куда проще. Как пояснил нам в частной беседе юрист по земельным вопросам, простому человеку менять ничего не нужно. Есть, правда, тонкости. Если перемена масштабная — город или населённый пункт, — можете не переживать, информация точно занесена во все базы. Если же затронуты очень небольшие топонимические единицы — улица или даже конкретный дом, — то при продаже квартиры или передаче её по наследству может потребоваться подтвердить факт переименования. Для этого на всякий случай, почувствовав «ветер перемен», распечатайте и вложите в свой комплект документов требуемое постановление ответственного органа или лица — их в обязательном порядке публикуют. Срочно же менять паспорт не надо.
Исчезновение больших названий
В нашем городе с переименованиями сложная история. Вспомнить хотя бы, что Сергиев Посад до 1991 год был Загорском. И с крушением СССР некоторые улицы города, названного в честь революционера, дуновением ветра перемен вернули исторические названия — Комсомольская, например, вновь стала Вифанской.
Переназывать любят у нас и сейчас. Мы уже писали о нескольких переименованиях в мае прошлого года, когда деревни превращались в хутора, чтобы избежать дублирования названий. Для перемен такого рода хватит постановления губернатора, для полного же переименования населённого пункта требуется дойти до правительства РФ.
Альберт Лаптев, постоянный эксперт комиссии по топонимике при администрации района, указывает, что обоснований для переименования у нас, как правило, два: либо дублирование, либо название относится к уже несуществующему производству. В последний раз большая волна прошла в июне 2005 года — посёлок Алексеевского лесничества стал Листвянкой, населённый пункт учебного хозяйства «Ситники» стал просто Ситниками, посёлок детского дома «МООСО» превратился в Здравницу, а посёлок подсобного хозяйства фабрики «Большевик» превратился в Беликово.
Тогда работу по переименованиям, кстати, не завершили. «В районе ещё остались Реммаш, Лоза, ОРГРЭС, НИИРП, посёлок Механизаторов, Мостовик. Для Лозы уже фактически приготовлена замена: ЦарьДар (по историческому названию местности). НИИРП логично объединить со смежным посёлком Смена с присвоением нового названия Параклитова Пустынь (по названию близлежащего монастыря, ныне возрождённого). Почему не довели до конца эту кампанию, трудно сказать», — дополнил Альберт Вячеславович.
Уличные имена
Улицы у нас переименовывают с большей охотой — для этого сейчас требуется лишь постановление главы района. Последний раз имена в Сергиевом Посаде меняли в 2014 году, когда на топонимической комиссии поставили вопрос о трёх почти тёзках, затруднявших регистрацию недвижимости и работу почтовых служб. Улицу Громова на Кировке переименовали в улицу Николая Громова, улицу Громовой в Гражданском посёлке — в Уездную, а улица Ульяны Громовой на Северном осталась при своём.
На год раньше переименовали Лесную, Молодёжную и Озёрную, у которых после включения в состав города микрорайона Ферма невольно выросли «клоны» на Красюковке, Гражданском и Северном посёлках.
Интересный вопрос с улицей Карла Маркса в центре Сергиева Посада, которая вроде как должна была стать улицей патриарха Пимена. Даже вышло соответствующее постановление главы. Но конкретно это преобразование встретило резкое сопротивление со стороны жителей, в итоге всё както поутихло.
Остановка — перемены
Сейчас же к переименованию готовится целый ряд объектов — остановок общественного транспорта. Ранее подняли вопрос о переименовании остановки «Кладбище», которая значится в маршрутах, следующих через ПМК (вот вам ещё одно названиеаббревиатура, обозначающее «Передвижная механизированная колонна»). В первый раз более позитивное название просили присвоить ещё два года назад по гражданской инициативе — кстати, право попросить о переименовании и вынести это на обсуждение топонимической комиссии есть вообще у каждого жителя. Тогда «Кладбище» осталось при своём мрачном, но точном наименовании. На последнем заседании комиссии выступил Андрей Ефимович Досавицкий, начальник районного управления транспорта, связи и дорожной деятельности, с предложением подготовить варианты замены названия не только остановки «Кладбище», но и нескольким другим объектам. «Есть часть наименований, уже утративших своё функциональное значение. Они носят названия давно канувших в небытие предприятий», — рассказал Андрей Ефимович. В ближайшей перспективе сменить имя могут порядка трёх десятков остановок общественного транспорта.
Иннокентий Майоров