Сергиев.ru

Дочь-сварщик или сын-бакалавр?

Дочь-сварщик или сын-бакалавр?

10 лет назад пропихнуть в институт любой ценой своего ребёнка пытались 80 % мам и пап. Об этом говорили опросы интернет-портала SuperJob, ориентированного на поиск работы и подбор персонала. С тех пор ситуация несколько изменилась. Повторное исследование в начале 2021 года показало: лишь 43 % родителей по-прежнему однозначно выбирают вузы для своих детей. Колледжи после школы рассматривает каждый пятый. Колеблется между средним специальным и высшим образованием для любимого чада каждый четвёртый родитель.

Рукастые в тренде, высоколобые — нет?

Попробуем интерпретировать социологические данные. С одной стороны, дети 1990-х, они же родители выпускников 2020-х, могут относиться к жизни более приземлённо и прагматично, чем дети 1980-х, которых опрашивали на портале 10 лет назад. Отсюда и резко поубавившееся желание выковать из любого оболтуса экономиста-международника, который получит возможность путешествовать по миру. С другой — то же поколение, помаявшись на рынке труда, могло разочароваться в собственном карьерном и жизненном выборе. Мол, пошёл бы сейчас в плиточники-отделочники, давно бы ипотеку погасил и на джипе на работу ездил, а не на маршрутке. Труд тех, кто хорошо умеет работать руками, — парикмахеров, мастеров по ремонту, автослесарей — ценился всегда. Хотя лёгким такой заработок, конечно, не назовёшь.

Статистика Сергиево-Посадского центра занятости лишь подтверждает аксиому. Примерно 30 % открытых вакансий нашего округа ждут специалистов с вузовским дипломом. Округу требуется более 100 инженеров с зарплатами от 15 до 46 тысяч рублей и врачи, которым предлагают от 15 до 80 тысяч рублей. Оставшиеся 70 % вакансий, заявленных в Центре занятости, рабочие. Поварам предлагают до 30 тысяч рублей, токарям — до 50 тысяч рублей, швеям — 42 тысячи, техникам — около 50 тысяч рублей. Электрики и электромонтёры, трактористы и водители разных категорий могут рассчитывать примерно на те же оклады.

Цинично и обидно, но факт. Зарабатывают обладатели разных дипломов практически одинаково при несопоставимых трудозатратах, вложенных в подготовку специалиста (4-6 лет после 11 классов для вуза против 3,5 лет после 9 — для техникума). И поступить в колледж бесплатно, не вылетев из него, условному хорошисту проще в разы.

Поясни за требования

Каждый, кто искал работу лет 10 назад, встречал странные требования в описании вакансий. Знание иностранного языка, например, было одним из условий трудоустройства в конторы, в которые не ступала нога англичанина и документооборот ведётся сугубо на русском. Высшее образование на собеседовании могли (а где-то по-прежнему могут) потребовать от сисадминов, секретарей-референтов, продавцов-консультантов книжных магазинов, операторов колл-центра, смотрителей музеев или кладовщиков.

Современный работодатель ведёт себя прагматичнее, ставит в приоритете знания и опыт, а не факт наличия бумажки. Понятно, что от врача и юриста будут требовать строгое соответствие диплома обязанностям. Но тому же компьютерщику знание языка программирования пригодится больше, чем диплом. Журналисту нужнее словарный запас и стрессоустойчивость (диплом по умолчанию нужен на федеральном уровне, но практика показывает, что не везде). В сфере продаж ценится не умение зубрить, а умение торговать и договариваться. В сфере маркетинга и пиара тоже востребованы опыт и практика.

При этом акцент на профильное высшее образование остаётся для всех без исключения руководителей, вне зависимости от сферы.

«Мы работаем только на основании профстандартов и требований, которые в разработанные Минтруда профстандарты включены. Если я беру и направляю куда-то человека, не связанного с компетенциями нужного профстандарта, первая проверка выявит нарушения. Требовать от того же грузчика диплом какой-либо специальности незаконно», — комментирует адекватность запросов работодателей руководитель Сергиево-Посадского центра занятости Ольга Кондратьева.

И всё же наличие вузовского диплома при собеседовании — тот самый козырь в рукаве, который может оказаться решающим для трудоустройства. По крайней мере, формальных поводов отказать хотя бы в испытательном сроке кандидату с высшим образованием и опытом работы гораздо меньше, чем соискателю со средним специальным. Но... будьте готовы и к другому сценарию: с дипломом МГУ и небольшим руководящим опытом вам элементарно укажут на дверь при попытке занять рядовую должность в заурядной конторе, таких примеров масса. Почему? Да потому, что не будет большой профессионал работать с самоотдачей на малоквалифицированной работе за малые деньги, и работодатель это понимает. И брать его на два месяца, чтобы он просто поднабрался опыта — пустая трата времени.

О третьем пути

Институт и колледж с точки зрения карьеры и будущего заработка имеют свои плюсы и минусы. Отсюда возникает соблазн пойти по третьему пути: самообразования и коротких трёхмесячных курсов-программ, которыми пестрит интернет. Если верить авторам идей, за семестр можно освоить азы программирования, дизайна и даже журналистики. Не получать академическое образование вовсе вдохновляют и примеры современных блогеров, зарабатывающих десятки миллионов долларов в год (хотя многие из них умные люди и именно классическое образование и понимание рынка помогают им зарабатывать). Одна незадача: на пути к первой сотне тысяч подписчиков надо что-то зарабатывать и что-то есть. Да и сам рынок блогеров-стотысячников ограничен количеством русскоязычной аудитории — законы математики и финансовой пирамиды, против которых не попрёшь. А значит, успешным физиком-ядерщиком при усердии в учёбе стать проще, чем затмить Ольгу Бузову.

«Многие работодатели готовы брать сотрудников без опыта, лишь бы соискатель был профессионалом. В случае со средним специальным образованием руководитель понимает, что, если он берёт на работу выпускника колледжа, который учился на современных станках, уже через полгода он будет полноценным специалистом. Мы действительно отправляем безработных на трёхмесячные курсы, но мы подразумеваем, что у человека есть образование по тому же профилю. Иными словами, курсы не являются какой-либо альтернативой», — отговаривает от пути самообучения Ольга Кондратьева.

Ложка дёгтя во все бочки

Любая попытка предугадать, по какой кривой будет развиваться рынок труда через 10 лет, обречена на провал. В советское индустриальное время залогом счастливого трудоустройства считалась профессия инженера. В 1990-е лучших знатоков термеха и сопромата можно было встретить на улицах города с метлой в руках.

Тогда же возникла мода на юридическое и экономическое образование, вроде бы востребованное в эпоху рыночных реформ, — но в условиях дикого капитализма эксперты в области права и финансовые аналитики пополнили армию безработных или встали за прилавки. Казалось бы, врачи будут востребованы всегда и все — но в 2000-е в больницах нарисовался избыток стоматологов и косметологов. Молодому фармацевту также было непросто приткнуться даже на аптечный склад.

Современный оператор станка ЧПУ вправе бояться роботизации промышленности и развития технологии 3D-печати, а программист-разработчик сайтов уже чувствует себя дискомфортно, глядя на шаблоны, по которым за 15 минут можно создать свой интернет-ресурс без специального образования.

Кто будет конкурентоспособнее на меняющемся рынке труда спустя годы, дочь-сварщик или сын-бакалавр экономических наук, сказать, увы, не представляется возможным. А потому единственно правильный выбор для родителя выпускника — дать ему возможность учиться тому ремеслу, которое доставит моральное удовольствие, не пытаясь ничего прогнозировать. Всё равно следующее десятилетие опровергнет любые наши доводы.

Сергей Рунько

 

КОММЕНТАРИИ

Мария КАМЕНЕВА, мама двоих сыновей:

— Я бы предпочла высшее образование для своих детей. Очень надеюсь, что они пойдут в 10 и 11 класс. Киноколледж как вариант тоже рассматриваем. Но, я думаю, что стоит ещё поучиться, подтянуть знания, закончить вуз. Вариант окончания института после колледжа, конечно, есть, но я знаю мало примеров. Нужно иметь очень твёрдый стержень, чтобы не польститься на сиюминутные заработки, и продолжить развиваться. Хорошие автомеханики, например, зарабатывают до 90 тысяч рублей в месяц, работая неполный день. Какая у них будет мотивация идти в вуз?

Наталья НИКОНОВА, мама двоих сыновей:

— Место, где будут учиться мои сыновья, будет зависеть от того, насколько взрослыми и ответственными они будут к моменту окончания школы. Когда я сама училась в Юридической академии, то немного завидовала ребятам, которые пришли из колледжа. Они пришли подготовленные к получению знаний по профессии. Поэтому самоцели отправить непременно в вуз и непременно в колледж у меня нет.

Юлия АСТАШЕВА, мама студента колледжа:

— Мой сын сразу после 9 класса захотел пойти в колледж в Москву, где одновременно учится на программиста и работает. Оставаться в школе до 11-го не захотел, потому что ребята в колледже более взрослые. Он у меня из тех, кому нравится и учиться, и работать. Об институте пока не говорит, но ничего не исключаю.

 

Фото @ Сергиев.ru