12 сентября 2013
Михаил и Людмила Разводовы – известные в Сергиево-Посадском районе артисты фольклорного жанра. Они руководят народным хором деревни Марьино, ведут свадьбы и народные гуляния, выступают с собственным фольклорным ансамблем «Ладья». Около десяти лет назад были полуфиналистами проекта «Эх, Семёновна» на телеканале ОРТ. Думаете, это всё? Нет! Супругам Разводовым выпала честь представлять русскую музыку в Дубае на открытии очередного грандиозного Мюзик Холла. Вроде бы простые душевные люди, а Эмираты покорили.
Как вы попали в список приглашённых артистов на открытие Мюзик Холла в Дубае? Всё-таки почетно – представлять российскую музыку.
Людмила: Всё намного прозаичнее, чем кажется. Мы попали туда, потому что моя сестра вышла замуж за ливанца. Её хорошая подруга тоже вышла замуж за ливанца, но уже за самого Мишеля Элефтериадиса, который владеет Мюзик Холлом. У него два зала: один в Ливане, и новый – в Дубае. Мы через эти связи передали свою запись, и Мишелю понравилось. У него в концертной программе часто участвуют представители разных музыкальных культур. Вот нас и пригласили.
В Дубае было ваше первое выступление в Мюзик Холл?
Нет, лет шесть назад мы ездили в ливанский зал, и вот уже второй раз – в Дубай. Мы там пробыли два месяца, потом переехали в Ливан и ещё два месяца выступали. В среднем было по два выступления в неделю. В январе уехали, а в мае вернулись. Лето у нас восемь месяцев длилось (смеются).
У вас большая концертная программа была? Что пели?
Маленькая совсем: всего две песни за вечер. Пели одну фольклорную плясовую под названием «А кто в этом во дому…», а вторую вообще блатную «На последнюю пятёрку куплю я тройку лошадей». Всем нравилось, встречали хорошо.
По видеороликам видно, что вы выступали с музыкантами из разных стран. Это так? Как проходили репетиции?
Мы играли вместе с музыкантами из Кубы, Ливана, Румынии и ещё с кем-то. Хотя у организаторов была идея соединить русскую музыку именно с арабской. Репетировали мы ночами в студии у Мишеля Элефтериадиса, начиная с 8-9 часов вечера.
Чета Разводовых с артистами из Ливана и Испании
Как арабские страны воспринимают русскую народную музыку?
Там, как собственно и во многих других считают, что вся русская музыка – это «калинка-малинка». А с фольклором и наши-то не особо знакомы. Он имеет очень древние корни. К тому же в оригинале звучание его совершенно не такое, как пропагандировала всем советская эпоха.
Тогда любой концерт начинался с выступления хора из 50-100 человек, который исполнял песни про Родину, партию и Ленина, а уже потом пелись народные песни. Но фольклор веками исполнялся, можно сказать, семьями, то есть, было ансамблевое звучание в исполнении 9-12 человек.
Наш фольклор за советские годы запомнился миру иначе. Выходит огромных хор Александрова, поёт ту самую «калинку-малинку», а на авансцене с гитарами скачут «Элвисы» и все, кто может, танцуют вприсядку. Поэтому в Дубае во время нашего выступления зрители в зале танцевали именно так. Наблюдать это поначалу со сцены смешно было.
Столкнулись с зарубежными стереотипами о русских?
Ну, американка одна там была: «Нам говорили всегда, что русские такие страшные и плохие, а вы такие хорошие!». Очень подружились с ней и многими другими. Сошлись со всеми быстро – музыкант с музыкантом всегда общий язык найдет.
Может и были стереотипы, но нам о них не сообщали. Маленькие страны вообще на огромную Россию смотрят с надеждой на защиту в случае чего, так что люди оттуда очень уважительно к нам относились. Это мы заметили.
Каковы ваши впечатления от организации концертов? Уровень выше, чем у нас?
Михаил: Не то слово. По техническим показателям там вообще придраться не к чему было. Я давно музыкой занимаюсь, но такого уровня как там я нигде не видел. Шикарный звук, техники настоящие профессионалы, зал очень хороший. Все понравилось.
Мало того, мы этих людей, многих музыкантов и организаторов, знали шесть лет назад по выступлениям в ливанском Мюзик Холле. Приезжаем в Дубай – все те же лица, только откормленные до неузнаваемости. В день концерта – бесплатное питание в ресторане, а концерты там почти каждый вечер у многих. Итог на лице (смеется). Еще там очень грамотно всех артистов поселили в отдельном крыле восьмиэтажной гостиницы. Все смело шумели, пели, репетировали, не мешая остальным постояльцам.
На сцена Мюзик Холла
Чему стоит поучиться нашим концертным организаторам у заграничных?
Не экономить на качественной аппаратуре и профессионалах. В наших залах одну колонку, динамик купить, денег не выпросишь. А там есть у людей стремление к высокому качеству, высокому уровню и они в это вкладываются, что потом конечно плоды приносит.
Было много свободного времени, я так понимаю. Чем занимались?
Михаил: Мы с собой туда много разных народных инструментов взяли. Я там научился на гуслях играть. Стоило за этим в такую даль переться. (Смеется). А так, сначала долго окрестности изучали, поскольку указатели на арабском разобрать было трудно. Вообще мы жили не в самом Дубае, а в пригороде, рядом с известным торговым центром Дубай-молл, где уникальный аквариум с туннелем для людей. Климат для нас в Дубае просто адский, а там кондиционеры, фонтаны, собственно аквариум, так что мы много времени в нем проводили.
Байка из Дубая
В Дубае в черте города запрещается рыбачить с удочкой. Несмотря на это, трое артистов Мюзик Холла – грек, итальянец и ливанец – решили половить рыбу неподалеку от концертного зала. Грек первый раз закинул удочку, и к нему подошёл итальянец сообщить, что постоит «на стрёме» и свистнет, если появится полиция. Грек второй раз закинул удочку, и к нему подошла полиция, чтобы всех арестовать, кроме итальянца, который тем временем мирно спал, отвернувшись от рыбаков.
Михаил Зуйков