***
Комментарии пользователей
Понятно, в этом снимке столько режущих глаз погрешностей, что устранение одной из них мало чего изменит, хотя и любопытно: http://www.sergiev.ru/media/images/1253/u-vori-k-pc-ur-chb670rz04sv2.jpg В данном случае высветление, действительно, уместно и логично, т.к. погода соответствует. Но вот какой вопрос нмв интересен. "Более светлые предметы воспринимаются как более далёкие". Не является ли это утверждение чистой условностью, перед которй нужно добавить "условимся считать, что" ? Ведь тот же Лапин делает оговорку (правда, мелким шрифтом :) ): "Вместе с тем наряду с пространственным восприятием чёрного цвета (чёрное как близкое) существует и другое его восприятие - как далёкое. Это опыт видения ночью или, например, далёкой части замкнутого пространства. Что и позволило В.Фаворскому рассматривать чёрный квадрат на белой бумаге как отверстие, провал в ней (второй вариант восприятия). В каждом конкретном случае восприятие чёрного будет зависеть от тонального окружения чёрного пятна, степени его размытости, логики пространства. И всё же мы будем придерживаться версии... < чёрное как близкое>."

Не сразу отвечаю, т.к. прогуливал сайт несколько дней. :) Ну в общем-то я не вижу здесь никакого противоречия. Все зависит от того, какой конкретно объект мы рассматриваем. И всегда мы должны подчиняться своему собственному зрительному опыту. Днем на улице - это одно, ночью на улице - другое. Абстрактные изображения с визуальными элементами, не имеющими для нашего визуального опыта, однозначно сопоставимых предметов и объектов могут восприниматься и так и этак. К тому же, когда мы говорим о пространстве в снимке, нельзя принимать во внимание только один из факторов определяющих ИЗОБРАЖЕННОЕ реальное пространство. Зрительно мы в автоматическом режиме (без какой-то рассудочно-аналитической работы) правильно воспринимаем пространственное расположение предметов в привычной для глаза обстановке. Вот в этом пейзаже мы прекрасно видим, что картинка изображает протяженное в глубину кадра пространство. Во-первых работает масштабный фактор: люди на ПП больше, чем человек в центре, дома на ЗП по размеру сопоставимы с людьми на ПП (хотя на самом деле они гораздо больше людей). Фактор перекрытия диктует нашему зрению, что люди на ПП ближе, чем склон, а склон ближе, чем деревья (т.к. люди перекрывают склон, а склон заслоняет низ деревьев) и т.д. Все так, но здесь речь не о том, что пространство передано неправильно, а в том, что тональная перспектива ВСТУПАЕТ В ПРОТИВОРЕЧИЕ с другими факторами, отражающими пространство в кадре. А это для нашего глаза определенный дискомфорт.
Комментарий к фотографии
Ответ на комментарий