Мы начинаем серию публикаций, посвящённую предприятиям Сергиево-Посадского округа — ныне существующим и уже ушедшим в Историю. Когда-то Загорский район был одним из самых промышленно развитых в Московской области, а на расположенных в нашем городе гигантах индустрии трудились десятки тысяч человек. Что стало с этими заводами и фабриками? Кто смог пережить лихие девяностые и найти себя в новом мире рыночных отношений? Наш первый очерк посвящён ЗОМЗу, когда-то одному из крупнейших в СССР предприятий оптической промышленности.
Мне было года четыре. Мама забирала меня из сада, и мы поднимались в горку к школе и шли мимо котельной к проходной Загорского оптико-механического завода встречать с работы мою тётю. На заводе она работала в отделе № 7, занималась разработкой чертежей. Я помню, как громко и противно звучал гудок, хотелось закрыть ладошками уши.
В 17 часов заканчивалась смена, раздавался протяжный звук, и из проходной тянулась вереница работников. Мужчины собирались группами и обсуждали предстоящий матч на «Луче», женщины сетовали на пустые прилавки магазинов и делились последней информацией, где можно достать дефицитные продукты. Это были непростые времена и для завода, и для каждого горожанина. В начале 1990-х с крупнейшего предприятия города ушли тысячи работников: оборонных заказов почти не было, сокращались и заказы на медицинское оборудование, зарплаты сотрудникам задерживали на несколько месяцев.
Очень тяжело переживал за состояние завода мой дед Пётр Спиридонович Трофимов. Он работал на ЗОМЗе токарем с 1951 до 1987 года в 38-м механическом цехе и даже был удостоен звания «Золотые руки». Говорят, что на токарном станке он мог сделать что угодно: ему поддавались самые маленькие детали. Он часто рассказывал, как завод строил Рабочий посёлок, и что после свадьбы он привёл мою бабушку — тоже работницу завода — в общежитие в жёлтом двухэтажном доме на Стахановской, а в 1967 году семья переехала в новенькую пятиэтажку на Валовую. Кстати, эту пятиэтажку строил тоже он в составе заводской строительной бригады.
На территории завода, современный вид
Жизнь чуть ли не каждой семьи из центральной части Сергиева Посада так или иначе связана с ЗОМЗом: Дворец культуры, фабрика-кухня, стадион «Луч», поликлиника № 1 и её стационар, профилакторий, библиотека и ещё много других социальных объектов, которые ЗОМЗ построил для горожан. Мы посещаем их по сей день.
Сейчас на огромной территории, которую занимал завод, располагаются различные несвязанные друг с другом производства — от фабрики мороженого до цеха пиротехники. Но большая часть зданий по-прежнему принадлежит Загорскому оптико-механическому заводу, который уже 27 лет существует в форме акционерного общества. Завод выпускает наблюдательную технику, лабораторное и медицинское оборудование для офтальмологических кабинетов. Объёмы производства, конечно, не сравнимы с теми, что были полвека назад. Но, несмотря на многочисленные слухи о закрытии некогда крупнейшего завода, предприятие продолжает модернизацию, участвует в федеральных программах технического переоснащения и вводит в эксплуатацию новое оборудование. Большая часть оптического оборудования требует ручной сборки — в акционерном обществе «ЗОМЗ» трудятся почти 678 человек.
На лесной опушке
85 лет назад вся страна была гигантской стройкой — промышленность развивалась семимильными шагами, возводились гидроэлектростанции, автомобильные и химические заводы. А вот оптического производства в СССР не было: бинокли и прочее необходимое «стекло» покупались в Германии. Именно тогда, дождливой осенью 1935-го, на окраине Загорска, на лесной опушке, где располагались сады совхоза «Вперёд», были заложены первые корпуса ЗОМЗа.
Сейчас музей истории завода открывает картина Михаила Каширского, на которой запечатлено начало строительства: на фоне колокольни Лавры изображены рабочие, своими руками, практически без механизации начинающие возведение будущего гиганта индустрии.
Пока шла стройка, первые цеха оптического производства открылись на территории Троице-Сергиева монастыря. А 7 ноября в честь 18-й годовщины Октябрьской революции праздничная демонстрация переросла в митинг и торжественную закладку камня в фундамент оптического завода. Этот день принято считать днём рождения ЗОМЗа.
Знаменитый объектив «Таир-3»
На стройке работали более 2,5 тысячи человек. Они одновременно поднимали производственные корпуса и неподалёку строили общежития рабочего посёлка, детский сад, фабрику-кухню. Для молодёжи была открыта школа фабрично-заводского ученичества.
В это же время в стенах монастыря выходили из-под рук сборщиков первые изделия. В апреле 1936 года был выпущен микроскоп к прессу Бринелля. За второе место в отраслевом социалистическом соревновании завод получил переходящее Красное знамя. А потом в мирную жизнь загорчан, в стремительно развивающееся заводское производство и строящиеся вокруг жилые кварталы вмешалась весть о войне.
Когда немецкие войска подошли вплотную к Москве, предприятия Загорска вместе со станками эвакуировали. ЗОМЗ отправился в Томск, куда оборудование перевозили около месяца. Разместили завод в здании Томского государственного университета. Уже в январе 1942 года завод вышел на полную мощность: за годы войны фронту поставили более 780 тысяч единиц авиационных, артиллерийских, танковых и морских прицелов, перископов, биноклей.
Вернулся в родные стены ЗОМЗ только к 1944 году. К окончанию войны специалисты создали одно из самых выдающихся изобретений завода — командирский перископ большого увеличения ПБУ. Прибор позволял рассматривать строения противника на удалённости до 10 км, что было по достоинству оценено командованием Красной Армии.
Город в городе
Мирное время принесло загорчанам-заводчанам и мирные заказы, и мирные увлечения. На оптическом заводе освоили производство медицинского и лабораторного оборудования, флюорографов для проведения рентгенологических исследований. В 1954 году выпускается малокадровый флюорограф, специально разработанный для использования в небольших малоосвещённых помещениях.
Помимо изготовления мирной техники в масштабах Союза, ЗОМЗ строил Загорск. В начале 1950-х годов на проспекте Красной Армии появился Дворец культуры, чуть позже на Рабочем посёлке открылась просторная школа. В 1970 году завод обзавёлся собственным стадионом и стал покорять ещё и спортивные высоты региональных и всесоюзных соревнований. А в 1971 году была открыта профсоюзная библиотека, которая сейчас носит имя А. Горловского.
Дворец культуры вскоре после постройки
В годы расцвета предприятия на ЗОМЗе работали почти 14 тысяч человек. Активно была развита и самодеятельность. Особенно отличались работники 45-го и 37-го цехов. Залы Дворца были забиты до отказа, когда на сцене выступали коллективы завода. При ДК были различные кружки — танцев, вязания, пения… Отдыхали сотрудники ЗОМЗа в новом заводском профилактории.
Более 90 % деталей для своих приборов изготавливает ЗОМЗ. Несмотря на то, что внешний вид по сравнению с японскими приборами у зомзовских немного «хромает», офтальмологи ценят отечественную оптику за технические характеристики: пропускание и светосила у приборов ЗОМЗа намного лучше, а главное – конкурентоспособная цена
В это время оптический завод разработал самые «топовые» приборы, такие как фотообъектив «Таир». Он получил всесоюзную славу после чемпионата мира по футболу в 1972 году в Мюнхене. Тогда фотокорреспондент еженедельника «Футбол-Хоккей», а до этого известный вратарь, Алексей Хомич на чемпионате мира по футболу в 1972 году снимал именно на «загорский» объектив. В прямом эфире Николай Озеров по просьбе Хомича сказал, о том, что вратарьтигр ведёт съёмку матча на объектив «Таир», изготовленный на Загорском оптико-механическом заводе. Вот это реклама!
Отличился наш завод и на Олимпиаде-80. Для олимпийской сборной СССР по стрельбе на ЗОМЗе были разработаны прицелы для спортивного оружия. Олимпийский факел, которым зажигали большой олимпийский огонь в Лужниках, также изготовили загорчане — начинку разработал НИИПХ, а вот саму конструкцию сделали на ЗОМЗе.
Загорский оптико-механический завод — это был целый город в городе со всем необходимым для жизни, труда и отдыха своих работников: от оборудованных цехов до социальных объектов. Так было до начала 1990-х годов.
Акционировали завод
В 1994 году завод был преобразован в акционерное общество открытого типа «Загорский оптико-механический завод». Объёмы производства на порядок сократились, многие площади и мощности оказались не задействованы. Заводской гудок больше не встречает и не провожает с работы сотрудников ЗОМЗа, но в целом режим работы не поменялся.
В 8:00 начинается рабочий день, на проходной образуется привычная очередь из сотрудников. Производственники, технический и административный персонал расходятся в корпуса. Среди них много тех, кто работает на заводе не одно десятилетие.
Мы идём вместе с руководством по длинным коридорам завода, мимо массивных дверей цехов. Цех сборки, в который мы зашли, не сильно отличается от того, что изображено на старых фотографиях. Разве что медицинские маски на лицах сотрудников относят нас к пандемийной реальности. Рабочие — и молодые, и более опытные — в белых халатах сидят за своими столами и крутят в руках детали и стёкла. Даже зелёные раскидистые растения в горшках как будто из советской эпохи.
Гендиректор ЗОМЗ Александр Комаров и президент ТПП Олег Гаджиев
Тут же на стене — доска почёта, на ней фотографии лучших работников цеха. А есть ещё и общая заводская доска почёта, она побольше и объединяет особо отличившихся тружеников со всех цехов. Время тут будто застыло и дарит приятную ностальгию и особый «заводской» дух как работникам, так и гостям предприятия. Правда вот обедать теперь приходится в коммерческой столовой, расположенной на территории ЗОМЗа. Отметим, что зарплата в сборочном цеху — от 30 до 60 тысяч рублей, в зависимости от квалификации.
Работники, как и прежде, очень гордятся своей продукцией, разрабатывают новый ассортимент приборов. «Мы традиционно занимаемся офтальмологическим оборудованием, в линейку производства входят ручные офтальмоскопы, ручные щелевые лампы — прибор для исследования глазного дна — их выпускаем по 50 штук в месяц. Монобиноскоп — его модификаций много: и с камерой, и с тонометром и камерой, есть планы делать ещё более модернизированный с лазером, уже для лечения болезней», — с упоением рассказывает заместитель генерального директора Шайнур Кальметьев.
В прошлом году было запущено новое оборудование, приобретённое по федеральной программе технического переоснащения. «Завод участвует в федеральных целевых программах по замене оборудования, у которого сроки амортизации давно истекли, — говорит генеральный директор предприятия Александр Комаров. — Наша цель — не только заменить существующие станки на современное оборудование, но и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Сейчас в конструкторском отделе трудятся порядка 70 человек, столько же — в технологическом отделе. Есть лаборатории, где проводятся опыты, связанные с исполнением наших задач».
Но основная сборка и изготовление оптических деталей всё равно осуществляется вручную. Руководители предприятия говорят, что можно изготовить какой-то робот по сборке биноклей, но это оборудование будет стоить очень дорого и для существующих небольших объёмов производства нерентабельно. Производство офтальмологических приборов — специфическое и мелкосерийное. Поэтому главное богатство компании по-прежнему в квалификации её работников.
Более 14000 человек работали на ЗОМЗе в эпоху расцвета предприятия. Сейчас — 678.
«На завод приходят молодые ребята, к ним приставляются наставники — более опытные работники, которые обучают молодёжь. В этом прослеживается преемственность поколений, — продолжает Александр Комаров. — У нас есть внутренняя аттестационная комиссия, есть программы обучения, по итогам которых в трудовой книжке делается запись о присвоении разряда работникам, например, оптикам-шлифовальщикам, слесарям-сборщикам».
На продажу — только ненужное
Даже с учётом расширения производства порядка 20 % всех мощностей предприятие считает непрофильными активами. «У нас есть программа — мы определяем непрофильные активы, которые не отвечают стратегическим планам развития предприятия и холдинга в целом, — по ходу экскурсии по цехам рассказывает исполнительный директор Михаил Элькин. — Мы стараемся продать такие площади, что позволит снизить общезаводские расходы. На средства от реализации хотим сделать ремонт в наших цехах, закупить новое оборудование.
У нас огромные помещения, которые надо привести в порядок. Это и фасады, и окна, и внутренняя отделка, и коммуникации, и кровля. Здание 1950-х годов постройки требует ежегодных вложений. Наша задача — обеспечить для наших сотрудников более комфортные условия труда».
«Все коммунальные объекты, которые обеспечивают и тепло, и воду, и электричество мы не собираемся оставить в собственности завода», — заверило руководство.
Посещение ЗОМЗа завершилось в музее, где прошла торжественная часть нашей экскурсии: памятными знаками за безупречный труд Сергиево-Посадской торгово-промышленной палаты были награждены работники ЗОМЗа Ольга Курганова, Галина Давыдова, Санура Асанова и Шайнур Кальметьев.
Дарья Трофимова
Фото Светланы Володиной