Сергиев.ru
Общество

Жизнь на слух и на ощупь. Как живётся инвалидам по зрению?

Жизнь на слух и на ощупь. Как живётся инвалидам по зрению?

Таких разных инвалидов по зрению — молчаливых и без умолку говорящих, одиноких и семейных, пожилых и совсем юных, способных жить самостоятельно и постоянно нуждающихся в помощи сопровождающих — объединяет Сергиево-Посадская местная организация «Всероссийского общества слепых (ВОС)». Все они, как никто другой, понимают друг друга. 13 ноября, Международный день слепых, стал для живущих в нашем округе незрячих важным поводом, чтобы лишний раз собраться вместе за чашкой чая и почувствовать, что они не одиноки.

На чистом энтузиазме

Путь от остановки ПМК до отделения местной организации ВОС обозначен ярко-жёлтыми поручнями. Для слабовидящих людей жёлтый — последний цвет спектра, который они способны различить. Вывески на здании нет, только лист формата А4 с графиком работы на окне квартиры на первом этаже, где и располагается местная организация.

Нас встречает её председатель Елена Бирюкова. Это бойкая и жизнерадостная женщина за 65, на энтузиазме которой, в первую очередь, здесь всё и держится. У неё за плечами почти полвека семейной жизни и пятеро детей, 26 лет работы медсестрой и специалистом по ЛФК в детской поликлинике и неугасающая с годами активная гражданская позиция. Инвалида по зрению в ней выдают только очки со специальными линзами и то, как близко она подносит к глазам телефон или книгу.

Председателем организации, которая работает в Сергиевом Посаде с 1953 года, Елена Петровна стала 6 лет назад. С тех пор здесь произошло много перемен к лучшему. С её лёгкой руки был сделан косметический ремонт и замена почти всех окон в отделении, у стоящих на учёте людей появилась возможность постоянно ездить на экскурсии, посещать бассейн, заниматься творчеством, осваивать компьютер. Раз в неделю завсегдатаи отделения собираются за чашкой чая, чтобы просто поговорить. Для них это — одна из важнейших частей реабилитации, которую предоставляет ВОС.

Елена Петровна заведует местной библиотекой. Книг здесь не очень много, зато форматы встречаются самые разные: аудиокниги на картах, дисках и даже на кассетах. Бумажные — рельефно-точечные, напечатанные шрифтом Брайля для тотально слепых, и плоскопечатные с крупным шрифтом для слабовидящих. Здесь тебе и домоводство, и Новый Завет, и «Зулейха открывает глаза».

«Кроме того, мы выписываем журналы «Наша жизнь» и «Школьный вестник», — рассказывает Елена Петровна. — Они тоже печатаются и на Брайле, и в «зрячем» варианте, крупным шрифтом. Оба журнала — о нашей жизни. Здесь можно найти истории об инвалидах по зрению со всей России, написанную слепыми прозу и поэзию, уроки рукоделия и рецепты, истории путешествий слепых людей в разные страны. Это и обмен опытом, и чистое вдохновение».

Помогать нужно правильно

Елена Петровна знакомит меня с Михаилом Никоноровым. Он — член общества, куратор незрячих, живущих на ПМК, и спец по техническим вопросам. С лёгкостью управляется с наладкой тифлофлешплееров для аудиокниг, настраивает компьютеры, учит товарищей обращаться с гаджетами. Выглядит Михаил очень интеллигентно и обстоятельно, говорит только по делу.

«По профессии я массажист, сейчас работаю в частном порядке, — рассказывает Михаил. — А техника всегда была моей страстью. Любил копаться в аппаратуре, так оно и пришло. Когда на рынке стали появляться компьютеры с речевыми выводами, людям потребовалась помощь в их освоении. Тогда же начали выпускать учебники по работе с компьютером для незрячих. Одного своего приятеля я научил пользоваться компьютером с нуля, скоро будем осваивать сенсорный телефон».

Вопреки представлениям многих, незрячие пользуются вовсе не телефонами с большими кнопками, которые часто можно увидеть в магазинах техники, а всем привычными смартфонами, которые оснащены речевыми вводами. Существуют навигаторы для слепых, электронные библиотеки и даже игры.

По словам Михаила, раньше специализированную технику было несложно найти в обычных магазинах. Рядом с обыкновенными будильниками или термометрами на полках частенько встречались говорящие. Сейчас это редкое явление, закупаться приходится в специализированных магазинах. В Сергиевом Посаде таких нет. Но при оформлении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) многие тифлосредства — очки, трости, тонометры, флешплееры, даже собаку-поводыря — можно получить бесплатно, через фонд социального страхования.

Ещё одна сфера, в которой силён Михаил, — тифлосурдокоммуникации. Общаться с незрячими, глухонемыми и слепоглухонемыми он учился на курсах в МГУ.

«Многие люди от души хотят помочь незрячим, но не знают, как это сделать правильно, — делится своими наблюдениями молодой человек. — Например, вместо того, чтобы в общественном транспорте предложить человеку помощь и узнать, в каком виде она нужна, его хватают под руки и выносят из автобуса. Хотя чаще всего достаточно просто помочь найти поручень, и он справится сам. Для того, чтобы вывести его из дверей, следует протянуть незрячему руку, но люди по незнанию могут даже хвататься за трость — его единственный ориентир».

Особенно плоха такая «помощь» для поздноослепших. Для многих из них даже решиться выйти из дома с тростью — большая проблема. Ктото боится, кто-то очень стесняется. Элементарные знания о том, как протянуть им руку помощи, могли бы сильно облегчить жизнь этим людям.

Прогулка в темноте

Когда начинается застолье в честь Международного дня слепых, зрячих в помещении оказывается двое: я и Андрей Иванович Берестнев. Он здесь, потому что сопровождает своего тотального слепого сына Дмитрия. У Димы проблемы со зрением начались рано, молодой человек с 6 лет учился в интернате для слепоглухих, но полностью погрузился во тьму в 10, когда зрение потухло и во втором глазу. С речью у него тоже есть сложности, но на когнитивных способностях его заболевания не сказываются.

Андрей Иванович с гордостью рассказывает о Диминых достижениях. Показывает мне его картину: сделанного в технике папье-маше и разукрашенного рыжего кота. Рассказывает о том, что Дима — очень смышлёный парень, много времени проводит за компьютером. Чинит все замки в доме, а ещё он — спортсмен, каждый год принимает участие в соревнованиях по плаванию. И профессия есть. Дмитрий, как и Михаил, массажист. Да вот только с работой пока не ладится.

«В 2019 году его почти оформили на работу в Районную больницу, — вспоминает Андрей Иванович. — Все этапы трудоустройства прошли, оставалось только одну подпись поставить, у инженера по технике безопасности. И он нам отказал. Сказал, что беременным и инвалидам запрещено занимать должность массажиста».

И действительно, проблема с трудоустройством заметна невооружённым глазом. Из двух сотен людей на учёте организации официально работают чуть больше тридцати. Самые популярные профессии среди незрячих и плоховидящих — адвокат, оператор, слесарь-сборщик и массажист.

Нужные и значимые

Елена Петровна до самого нашего расставания с упоением рассказывает о своей работе. Она всех готова взять под своё крыло, только бы приходили. Незрячие детишки, даже с сопутствующими заболеваниями, под её руководством многому научатся и смогут определиться с будущей профессией. Взрослых она призывает встать на учёт, чтобы они могли бесплатно получить тифлосредства и начать реабилитацию. И просто оказаться, наконец, в кругу тех, кто их поймёт и поддержит.

«В семьях нас не понимают, — говорит Елена Петровна. — Я поздно ослепшая, и моя семья продолжает относиться ко мне, как к зрячей. Потому что я берусь за любую работу и ничего не боюсь. Став председателем, я нашла себя здесь. В этом жизнь — быть со своими, иметь возможность дать им что-то. Хочется помочь всем, кому только можно. И дать понять, что мы не одиноки, значимы и нужны друг другу».

Елена БАДАЛЯН

Сергиево-Посадская местная организация ВОС приглашает инвалидов по зрению любого возраста, проживающих в Сергиево-Посадском округе, встать на учёт для получения помощи в реабилитации и получении тифлосредств. Приём проводится по понедельникам и четвергам с 9:00 до 12:00 по адресу: Ярославское шоссе, дом 23, квартира 1 (остановка ПМК). Контактные телефоны: 542-36-59, 8-985-284-09-29

Фото @ Сергиев.ru