Сергиев.ru
Культура

Живой поролон

Живой поролон

В представлении многих ростовые куклы находятся где-то между аквагримом и батутами и другими коммерческими атрибутами незатейливого уличного праздника. Театр «Софит» из Воскресенска не вписывается в этот стереотип — их куклы гораздо сложнее, чем может показаться, а отточенные и продуманные движения актёров выводят коллектив на сцены театров и фестивалей в России и за рубежом. «Софит» стал участником фестиваля «Вне формата. У Троицы», где мы поговорили с главным режиссёром коллектива Ириной Гончаровой.

— Сорок лет назад «Софит» появился как театр в привычном понимании, но 20 лет спустя переключился на куклы. Что стало причиной? — Это был народный театр, его создала молодёжь цеховой самодеятельности. Сто человек. Двадцать лет мы не знали недостатка ни в чём, потом предприятие, к которому мы относились, обанкротилось, и «Софит» остался у разбитого корыта. Тогда мы вспомнили, что участвовали в шествии ростовых кукол на открытии Олимпиады 1980 года. После шествия нам сказали, что куклы списаны и их можно забирать. Они лежали у нас, и в 2000-х мы вспомнили, достали их. Это были образы Юрия Никулина, Олега Попова, клоуны и цыгане… Доработали их и начали выступать, а потом сделали своих, и сегодня их больше ста. Куклы помогли нам сохраниться как театру.

— Где истоки театра ростовых кукол?

— Были венецианские маски, был Петрушка, но первые большие ростовые куклы появились в Диснейленде — это молодой жанр. Я не встречала упоминаний о более ранних спектаклях.

— Что отличает вас как театр от тех же аниматоров?

— Для больших кукол никто не пишет сценарии — я стала писать сама. Кукла не может находиться на сцене дольше десяти минут, иначе наступает кислородное голодание, и человек может упасть в обморок — нужно придумать сценарий так, чтобы кукла время от времени уходила за сцену, герои должны меняться. И главное — человек превращается в того героя, чью куклу он оживляет. Раствориться в ней. Когда я в костюме тигрёнка, я не помню, что мне 75 лет — в этот момент я маленький наивный тигрёночек, который всему удивляется и всех любит.

— Какими вы видите нас, зрителей, изнутри куклы?

— Честно говоря, видим немного. Куклы построены так, что мы смотрим поверх голов и видим небо. В движениях мы ориентируемся на музыку, на ритм, по шагам. И я всегда говорю актёрам — под маской вы должны улыбаться. Зачем, спрашивают они. Ответ — без этого не будет движения. У меня режиссёрское и балетмейстерское образование, и я уверена, что пластика в нашей работе самое важное.

Фото @ Сергиев.ru