Близится посевная: фермеры готовят свои поля к весенней перепашке. Грядёт очередная битва за урожай, в которой используются все допустимые средства, в том числе и навоз. Естественное удобрение благотворно влияет на почву, но доставляет при этом немало ароматических неприятностей жителям округа. В подобной ситуации оказались жители села Бужаниново, которые прочувствовали особую «близость к земле» уже в первую мартовскую оттепель.
Коровий быт
В Сергиево-Посадском округе насчитывается 14 крупных ферм, специализирующихся на производстве коровьего молока. Одно из таких предприятий — компания «Дельта-Ф», которой принадлежат сразу несколько коровников. Один из них располагается в Федорцове. Ферму здесь не только хорошо содержат, но и внедряют современные технологии. Например, год назад уже начали устанавливать оборудование для глубокой переработки навоза.
Ещё одна ферма той же компании находится в селе Бужаниново. Здесь когда-то был крупный колхоз с мощной машинно-тракторной станцией. В девяностые годы хозяйство распалось, на останках его возникали частные предприятия. Ферма переходила из рук в руки, пока её не удержала та самая «Дельта-Ф». Работа здесь только налаживается, о внедрении многомиллионных проектов, как в Федорцове, речи пока не идёт. «Здесь содержатся более двухсот коров, несколько десятков молодняка. Навоз складируем в специальные ямы, как это делалось до нас — и при колхозе, и позже», — говорит Александр Смитюх, заместитель директора компании.
Именно навоз рассорил компанию с местными жителями. Люди, проживающие в частном секторе, жалуются, что отходы свозятся на окрестные поля, и запах естественных удобрений всерьёз отравляет им жизнь
О запахе и прочих неприятностях
Улица Новая в Бужанинове упирается в асфальтовую дорогу. За проезжей частью — бескрайнее поле, сплошь покрытое тёмно-коричневыми «барханами». «Вот посмотрите, это всё — навоз!» — говорит Александр Костин, местный житель. С ним соглашается другая местная жительница: «Начали свозить его сюда ещё осенью. Пахло, очень пахло. Свозили на протяжении нескольких месяцев. Недавно вот потеплело, так мы не могли открыть форточки, чтобы проветрить свои дома. Что же будет, когда снег сойдёт окончательно?»
Проезжая часть, подсохшая на лёгком морозе, выглядит вполне безобидно. Но всё меняется, когда столбик термометра переползает на «плюс». «У нас сосед чуть подальше живёт. Его однажды закрутило на дороге, чуть в серьёзную аварию не попал. Получается так: навоз в тракторах на поле везут, где-то он вываливается. Вот и образуется на асфальте «сало», — поясняет подоспевший на общий сход мужчина.
Вопрос мы переадресовали всё тому же руководителю из «Дельты-Ф». Александр Смитюх подтвердил, что в данный момент навоз из отстойников действительно свозится на поля, но как только сойдёт снег, их перепашут и засеют кормовой кукурузой и другими культурами, которые идут в пищу коровам зимой. Предприятие, по сути, само себя снабжает и кормами, и удобрением.
«Эти поля удобряли и до нас, эта же ферма. И люди здесь тоже жили. Почему напряжение возникло именно сейчас, мне непонятно», — говорит руководитель.
Конфликт между аграриями и жителями Бужаниново грозит перейти в правовое поле: люди намерены обращаться в Россельхознадзор и писать коллективное заявление.
А что говорит закон? Позиция юриста компании «Дельта-Ф» такова: ферма не производит удобрения из собственных отходов, а это значит, что и лицензирования на вывоз отходов не требуется. «Каждое юридическое лицо занесено в реестр, поэтому мы платим за негативное воздействие на окружающую среду в реестр. Несколько раз в год отчитываемся, сколько отходов произвели, сколько вывезли, подтверждаем это соответствующим актом. Поля находятся в нашей частной собственности, навоз мы не складируем, как это делается в буртах, мы вносим в почву. Нам не требуется на это каких-либо разрешений. Мы имеем право вносить удобрение в поля, которые принадлежат нам», — поясняет юрист компании «Дельта-Ф» Юлия.
И всех в этой истории по-человечески можно понять: и селян, которые хотят дышать свежим воздухом, и фермеров, которым сейчас тоже непросто. Корма с введением санкций выросли в цене почти в два раза, оборудование (с использованием импортных комплектующих) тоже. А именно им нас кормить мясом и поить молоком. Но что совершенно точно — оказаться в ситуации, как жители Бужанинова, может каждый. Даже если проживает вдалеке от ферм и пашен.
За грязь — штраф
Перед началом дачно-огородного сезона, когда многие из нас закупают удобрения и торф, хочется поговорить о чистоте. Прошлой весной в редакцию обратились жители Гражданки с жалобой на то, что их сосед свалил под своим же забором целый самосвал коровняка. Аромат, как утверждали «пострадавшие», стоял на всю улицу. К счастью, тогда людям удалось между собой договориться: мужчина перевёз удобрение в дальний конец своего участка, оперативно вскопал грядки, а неизрасходованное удобрение старательно укрыл. Но, на самом деле, свалка торфа или навоза на не частной территории наказываются штрафом. Земля за забором — муниципальная, а за разведение грязи администрация вполне может наказать.
Можно вспомнить, что десять лет назад, летом 2012 года с аналогичной «ароматной» проблемой столкнулся весь Сергиев Посад: сильнейший запах куриного помёта с полей возле села Глинково распространялся на многие километры вокруг. Жители жаловались в газету «Вперёд», районную администрацию, Роспотребнадзор и прокуратуру — но ни одна из проверок не выявила нарушений правил и норм. Через некоторое время проблема естественным образом решилась сама собой
Евгения НИКОЛАЕВА
Фото: Светлана ВОЛОДИНА