Сергиев.ru
Культура

Жил да был… Дед Багров

Жил да был… Дед Багров

Сколько бы вам ни было лет, есть место, которое обязательно вернёт вас в детство, где пахнет мандаринами, на тяжёлых еловых ветвях висят цветастые украшения, а под ними лежат долгожданные подарки. Это музей «Жили-были» на улице Валовой в Сергиевом Посаде. Его хозяин, Виктор Юрьевич Багров, владелец невероятных сокровищ — огромной коллекции новогодних игрушек и детских воспоминаний об этом волшебном празднике.

Армия волшебников

Поднимите руку, у кого в детстве под ёлкой стоял ватный Дед Мороз? А, может, и не ватный совсем, но ведь стоял же? У Виктора Юрьевича таких вот добрых волшебников целая армия. Он спускает со второго этажа три полных мешка и уверяет, что где-то лежат ещё столько же, если не больше.

И вот они выстраиваются в ряд на столе — ватные, тряпичные, пластмассовые, из папье-маше. Всевозможных мастей. Кого-то из них Виктор Юрьевич привёз сам, других подарили. Двоих собственными руками сделали дети и передали художнику.

Замечаю, что у одного из них глаза узковаты и усы очень длинные. Почему так? Хозяин музея отвечает: «Знаете, когда Ленина пишет таджик — Ленин получается таджик. Когда пишет китаец — получается Ленин-китаец. Так и с Дедами Морозами, каждый делает на себя похожего. Так что немудрено, если везёшь его издалека, он на лицо может быть не похож на привычного нам. Но так ведь даже интереснее».

Пять коробок волшебства

В музее «Жили-были» хранится настоящее сокровище: пять больших коробок с новогодними игрушками. От совсем старинных, антикварных до хорошо знакомых нам современных.

«В послевоенное время, когда совсем ничего не было, игрушки делали из ваты, — говорит Виктор Юрьевич и достаёт из коробки маленького ватного лягушонка. — Потому и Деды Морозы ватные были, кстати. Их расписывали, покрывали сахаром, и они становились крепкими. Дёшево и сердито, а всё равно красиво как»

Игрушки, живущие в коробке, бережно завёрнуты в бумагу. Чего здесь только не найти: шары любых цветов и размеров, пёстрые сосульки и колокольчики, картонные блестящие козлята, звёзды из стекляруса, макушки на ёлку. Вот гордый красный попугай на прищепке и лев с лицом, которое светится в темноте. Вот маленький стеклянный лётчик и девочка-якутка в народном костюме с потёртым от времени лбом.

«Раньше как было? Какой-то праздник, какое-то торжество, и обязательно игрушка на эту тему, — вспоминает художник. — Стратостат запустили или дирижабль, и сразу украшение такое появляется. Был у меня дирижабль на ёлку, редкая игрушка, да жалко, разбили». Кажется, старые украшения даже звучат по-особенному. Как замечательно звенят бусы из стекляруса, пока распутываешь их, чтобы повесить на ёлку! И сразу появляется новогоднее настроение.

«Я постепенно пополняю коллекцию, каждый год новая игрушка. Когда был помоложе, ставил во дворе две ёлки, рассказывает художник. — Одну украшал старыми советскими игрушками, а другую — современными. И первая всегда выигрывала, к ней проявляли куда больший интерес».

Новогодние шалости

Помимо огромной коллекции новогодних игрушек, у Виктора Юрьевича есть целый кладезь воспоминаний, связанных с тем, как справляли Новый год в его детстве. Родился художник 1 января 1946 года в посёлке Щелканка Ярославской области, кроме него, у родителей было ещё три сына и три дочери.

«Новый год всегда был большим праздником, — рассказывает Виктор Юрьевич. — Мы готовились к нему, сами делали украшения: гирлянды, флажки. Конфеты в то время были в дефиците, мы их видели только по красным дням календаря, вот уж радость была. И праздновали не семьёй, как принято сейчас, а вместе с соседями. У нас так каждый праздник проходил, собирались все вместе, устраивали грандиозные застолья».

Главной традицией, по крайней мере среди детей, были разного рода шалости, которые продолжались со встречи Нового года до самого Рождества. Чего только не выдумывали! Рассыпали дрова у соседей, подкатывали снежные комья к дверям и поливали водой, чтобы на утро из дома было не выйти. Накрывали соседские трубы стеклом: когда печь топили, весь дым оставался в доме, а почему — никто понять не мог. Стекло-то прозрачное, его не видно.

«Помню, любили мы на санках с горы кататься, — вспоминает Виктор Юрьевич. — И даже брали лошадиные сани, огромные такие. Так вот один мужик нам эти сани не хотел давать, боялся, что сломаем. А мы их взяли и на берёзу затащили. Залезли с вечера, верёвку зацепили… Он утром обнаружил. Гоняли нас, конечно, за наши шалости знатно, но если бы не гоняли, то и неинтересно было».

Словом, хулиганили знатно. Но только в праздничную неделю, такая уж была традиция. Поэтому соседи если и обижались, то не сильно. А ребята и друг над другом, случалось, подтрунивали.

«Никогда не пробовали языком дверную ручку на морозе? — со смехом спрашивает Виктор Юрьевич. — Я вот пробовал, ребята старшие надоумили. Из чайника потом пришлось поливать, чтобы отлип. На всю жизнь запомнил это чувство».

Праздник в квадрате

На вопрос, как Виктор Юрьевич будет встречать новый 2022-й, до которого остались считанные дни, он только руками разводит.

«Каждый раз выходит по-разному, сам я ничего особо не планирую, — говорит. — К тому же у меня день рождения 1 января, это тоже своего рода сложность. Отец, бывало, позвонит из Переславля, поздравит с Новым годом. Трубку положит, а через пять минут перезванивает. А с днём рождения я тебя, мол, забыл поздравить».

Пока мы беседуем, в музей приходят посетители — мальчик лет четырёх и его родители. Все трое слушают Багрова с открытым ртом и после экскурсии уходят довольные, улыбающиеся, со словами благодарности.

«Помню, пришла разок на экскурсию семья с маленькой девочкой, — вспоминает хозяин музея. — Она меня то ли стеснялась, то ли побаивалась, всё пряталась за родителей. И я сказал ей, что я — Дед Мороз. Так она сразу на руки ко мне залезла»

И действительно, внешность у Виктора Юрьевича соответствующая. Добродушное лицо, густая седая борода. Во дворе живут сказочные животные — синички да белки, которых посетители музея могут покормить. И вещи в его руках оживают: обрастают историей, наполняются новыми смыслами. Ну чем не сказочный волшебник?

Елена БАДАЛЯН

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

Фото @ Сергиев.ru