Сергиев.ru

Ждут ключи и строят планы

Ждут ключи и строят планы

Получить квартиру от государства, даже если она положена сразу по нескольким основаниям, оказалось делом сложным. У Татьяны Мироновой ушло на это 11 лет. За это время женщина несколько раз судилась с администрацией Хотькова за квадратные метры, на которые из-за целого перечня тяжёлых заболеваний имеет право её несовершеннолетняя дочь. В этом году семья всё-таки въедет в новое жильё. О непростой истории победы над бюрократизмом читайте в нашем материале.

Клетка для детей и печки

У Татьяны Мироновой двое детей: 12-летний Илья и 11-летняя Катя. Девочка родилась с множественными нарушениями, к году ей был поставлен диагноз детский церебральный паралич, психические расстройства. Татьяна с детьми, её отец и сестра жили в небольшом многоквартирном доме в посёлке Жёлтиково, возникшем при одноимённой станции железной дороги, ведущей на Дмитров. Чтобы добраться до трёхэтажного дома, нужно проехать мимо железнодорожных путей, потрястись минут 10 по «убитой» дороге, которая больше напоминает минное поле, и вот мы у подъезда.

Поперёк двора натянута верёвка, на которой сохнет бельё, куры то и дело бегают, путаются под ногами. На лавочке сходка соседей: на часах 10 утра, а у каждого в руках уже по бутылке пива.

Татьяна встречает у подъезда, у ног трётся трёхцветная кошка. Заходим внутрь, на лестничной клетке стоит смрад кошачьего духа вперемешку с запахом плесени.

Заходим в квартиру: узкий коридор, две комнаты. Заходим в ту, где живёт Татьяна с детьми. Из обстановки только самое необходимое — три кровати, письменный стол и небольшой шкаф для вещей. Мы садимся на одну из кроватей, к ногам подбегает домашний кот и, потеревшись о ноги гостей, важно усаживается рядом с хозяйкой, внимательно слушая её историю.

«На учёт для улучшения жилищных условий я встала в 2009 году. Катя родилась, и уже было понятно, что её инвалидность — на всю жизнь. Как положено, я ежегодно предоставляла администрации Хотькова обновлённый пакет документов, собирала справки и в очередной раз доказывала, что мы малоимущие и другой жилплощади у нас нет. Я подавала заявление, чтобы признать квартиру непригодной для проживания ребёнка-инвалида. Но этого сделать не удалось, хотя сами видите, какие тут условия», — рассказывает женщина.

Честно говоря, в квартире, где живут Мироновы, мало кто согласился бы поселиться. Много лет назад жилплощадь получил отец Татьяны. Тогда семья радовалась и этому. В их доме нет ни отопления, ни горячей воды. Вообще. Хотя представить такое в наше время сложно. По стенам ползёт грибок. Квартиры топятся самостийными печками, сложенными на кухне. Её сложно не зацепить и здоровому человеку. А маленькая Катя из-за психического расстройства каждый раз настойчиво рвётся к железной створке, пытаясь дотронуться до неё и заглянуть внутрь. Девочке невозможно объяснить, что это очень опасно. Однажды Татьяна привела этот факт в качестве аргумента почему семье с ребёнком-инвалидом нужно новое жильё. Один из чиновников невозмутимо предложила помощь: сварить клетку… для печи, ну и для детей, чтобы не лезли к ней…

Пока мы разговаривали, Катя сидит на кровати молча: девочка сначала нас немного испугалась, но, увидев фотоаппарат, который магическим образом притягивает внимание детей, сразу расположилась к гостям, улыбнулась и стала наблюдать за вспышкой. А моё внимание привлекли кубки и медали у одной из кроватей. «Это всё награды моего Ильи. Он у меня занимается каратэ и бальными танцами», — с гордостью рассказывает Татьяна Миронова. Каждый день она возит Илью в школу в микрорайон Ферма, где он учится в кадетском классе. Потом завозит Катю на занятия в коррекционную школу № 7, а затем в комплексный центр «Оптимист». После обеда она везёт сына на занятия. Добираться самостоятельно до секций, по словам Татьяны, ребёнок просто не сможет: общественный транспорт ходит редко.

Ещё одна из проблем — это полное отсутствие благоустроенной территории. Гулять с Катей во дворе можно только летом, в остальное время на дороге грязь, асфальта нет, а детская площадка предназначена только для малышей.

Женщина, в надежде получить новое жилье, искала всё новые и новые аргументы для чиновников. Собирала документы. В хотьковской администрации их принимали и говорили: «Ждите».

Когда без помощи не справиться

Шли годы, дети росли. Отчаявшись, Татьяна Миронова написала письмо в министерство строительного комплекса Московской области с надеждой, что уж там помогут. Но ответ ведомства ввёл женщину едва ли не в панику. В письме было сказано, что в любой момент их могут снять с очереди. По закону семья Татьяны, её сводная сестра и их отец считаются членами одной семьи, так как прописаны все вместе, и лицевой счёт для оплаты услуг ЖКХ общий. Чтобы встать на учёт в качестве нуждающихся, необходимо, чтобы общая площадь жилого помещения на одного члена семьи была меньше учётной нормы 8 м2 на одного человека, а общая площадь их квартиры 43 м2. Татьяну письмо испугало.

С помощью представителя уполномоченного по правам человека в Сергиево-Посадском округе Татьяны Накоряковой женщина составила исковое заявление и подала в суд. Лицевые счета разделили и признали, что у них с сестрой и отцом отдельные бюджеты и хозяйство они ведут раздельно. Уже в процессе, когда решение суда было готово, у Татьяны Мироновой умер отец. Случилось это в 2018 году.

Теперь с формальной точки зрения квадратных метров на каждого члена семьи стало даже в избытке. И теперь они точно не относились к категории нуждающихся. Как назло, примерно в то же время одно из заболеваний, по которому маленькой Кате было положено жильё, удалили из федерального перечня. Несмотря на общеизвестный факт, что закон обратной силы не имеет, семью исключили из очереди на улучшение жилищных условий.

О своих многочисленных проблемах Татьяна Миронова рассказала региональному омбудсмену Екатерине Семёновой в мае 2018 года в ходе открытого приёма, который был приурочен ко Дню юстиции и прошел в библиотеке Горловского. По ходатайству уполномоченного по правам человека в Московской области под юридическую опеку семью взяли юристы местного отделения областной коллегии адвокатов.

Уже вместе с правозащитниками Татьяна подала в суд, где действия администрации Хотькова были признаны незаконными, семью восстановили в очереди на жильё.

Объединение в округ помогло

Возможно, так и стояла бы семья Мироновых до сих пор в очереди на новую квартиру, если бы не объединение всех поселений в единый городской округ. Женщина рассказала о своих многолетних мытарствах Михаилу Токареву на личном приёме. Глава округа разобрался в ситуации и пообещал содействие.

Сначала  семье стали предлагать однокомнатные квартиры. Но в ходе работы над разрешением ситуации представитель уполномоченного по правам человека убедила чиновников, что Мироновым полагается двухкомнатная квартира: в семье двое разнополых детей, один из которых с серьёзными нарушениями.

Уже двухкомнатные квартиры показывали в доме на Ферме, в ПМК. Но ни одна не подходила: где-то был высокий этаж без лифта, а где-то настолько плохой ремонт, что въехать представлялось невозможным.

Перед новым 2020 годом Татьяне Мироновой позвонили из администрации округа с радостной новостью: ей предложили двухкомнатную квартиру в новостройке в Хотькове в ЖК «Олимп».

«Квартира нам очень понравилась: первый этаж, большая ванная, две комнаты. Одна будет комната Ильи, а в другой разместимся мы с Катюшей», — мечтательно делится радостью женщина.

Пока ещё документы на новую квартиру находятся на стадии оформления, а Татьяна ждёт ключи и строит планы.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова

 

Фото @ Сергиев.ru