Моё первое знакомство с селом Шеметово произошло с десяток лет назад, когда накануне Великого поста я приехала в церковь Казанской иконы Божьей матери. Тогда на литургии было многолюдно, а внутреннее убранство храма очень впечатляло. Спустя десятилетие я приехала в Казанскую церковь к окончанию службы.
В предпраздничный день и в суровую погоду село словно впало в спячку — на улице пустынно, и еле видна из-под снежных заносов колея. Только у храма — жизнь. Выходящие со службы прихожане крестятся и, укрываясь от сильной метели, спешат к припаркованным напротив машинам. Многие приезжают в Казанский храм из микрорайона Новый, другие — из соседних деревень. Я захожу в храм, где идёт панихида. «Подождите, когда освободится отец Александр, он вам расскажет про храм», — говорит одна из матушек, помогающих по хозяйству.
На царскую охоту
На первый взгляд кажется, что Шеметово находится на задворках Подмосковья, вдали от современной инфраструктуры и высокооплачиваемой работы. Вокруг поля, реки да болота. Как же вышло так, что именно это место в XVII веке было пожаловано боярину Ивану Богдановичу Милославскому, родственнику первой жены царя Алексея Михайловича? Дело всё в том, что местные болота очень ценились у любителей охоты. Сюда ехали и за птицей, и за пушниной, и на крупного зверя ходили.
}} Из исторических записей, собранных местным краеведом Георгием Дмитриевым, становится известно, что в 1677 году в Шеметове было записано более ста душ. А само название села происходило от прозвища «шемет» (суетливый)
В то время в селе стояла небольшая деревянная церковь Николая Чудотворца, о чём написано в историко-статистическом описании церквей Владимирской епархии за 1895 год. Иван Милославский же в 1676 году отстроил в селе каменную церковь во имя Казанской иконы Божьей матери. Она была небольшая по размерам и вмещала членов семьи Милославских и служащих усадьбы. Только спустя тридцать лет на средства Сергея Ивановича Милославского храм был перестроен, стал более просторным за счёт строительства придела Николая Чудотворца.
Освящение южного придела датируется 1706 годом. К середине ХVIII века в результате брачного союза дворянских родов Милославских и Нарышкиных село Шеметово перешло во владение последних. Вплоть до 1790-х годов Шеметовом владела Настасья Нарышкина, после её кончины родовая вотчина была продана семье графини Васильевой, а в 1850-х годов было записано во владение Александра Сергеевича Долгорукого.
Уже во второй половине XIX века Казанский храм был снова перестроен: расширена церковная трапезная, полностью перестроена колокольня. В то время в Казанский приход входили село, четыре деревни, Иоакиманнский погост. В самом селе проживали почти 300 душ, числилось 46 крестьянских дворов. Жители занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством и скотоводством, а также кустарными промыслами. В деревне Тарбинское находилась маслобойня, а в Зимняке — водная мельница.
Не закрылась в лихолетье
В 20-е годы прошлого столетия бывших владельцев села раскулачили, в центральной усадьбе организовали первый в Московской области совхоз, а позже колхоз «Путь бедняка», сельскохозяйственную школу и машинно-тракторную станцию.
В то время повсеместно закрывались православные храмы, в их помещениях организовывались сельские клубы, зернохранилища и склады. Многие церкви были просто разграблены и разрушены.
Старожилы говорят, что от закрытия и разрушения шеметовскую церковь спасла община, которая прятала ключи от храма и даже вывозила их в другие деревни. При этом в храм были вывезены святыни и иконы из других окрестных церквей, многие из них до сих пор находятся в Казанском храме.
Пока заканчивается панихида, иду вместе с одним из прихожан, жителем посёлка Новый Владимиром на погост, что находится за храмом. Тут более 800 захоронений, две могилы относятся к ХVIII столетию, семь — к ХIХ веку, ещё одна — дореволюционного периода века двадцатого.
Напротив алтарной апсиды находится могила отца Германа, который на протяжении 33 лет был настоятелем Казанского храма. Владимир рассказывает, что архимандрит Герман (в миру Андрей Михайлович Красильников) служил в Шеметове с 1952 по 1985 год, когда всё было направлено на разрушение православной веры. Отец Герман был для многих мудрым наставником, объединял и просвещал прихожан. На его могиле в любую погоду горит лампада.
Село ждёт весну
На входе в храм встречаю пожилую женщину. Мартовская метель не располагает к пешим прогулкам, и после службы она ждёт родственников, чтобы уехать в Новый. Валентина Семёновна всю жизнь прожила в селе, мимо этого храма ходила в школу. Говорит, что сейчас в Шеметове (без микрорайона Новый) около полусотни домов, в основном это дачи.
По официальным данным в Шеметове, включая Новый микрорайон, проживают порядка четырёх тысяч человек.
В Новом — инфраструктура: есть школа, детский сад, спортивный комплекс, культурно-досуговый центр. Но, к сожалению, молодёжь по-прежнему уезжает в город, где больше шансов найти достойную работу. Ещё несколько десятилетий назад многие сельчане работали на предприятии «Радон». Сейчас таких немного. Кое-кто нашёл работу на новом комплексе по переработке отходов у деревни Сахарово, но в основном люди стремятся в Москву. От нового «мусорного» предприятия местные не в восторге, жалуются на большое количество мусоровозов.
Летом жизнь в селе оживёт — на дачи приедут москвичи и местные, кто перебирается на зимний период в городские квартиры. Шеметово вновь станет центром сельскохозяйственной деятельности, на полях начнётся посевная. В начале прошлого десятилетия совхоз «Константиновский», образованный на базе того самого колхоза «Путь бедняка», вошёл в ООО «Русмолоко». На данный момент сельхозпредприятие является крупнейшим производителем сырого молока в Московской области.
А сейчас Шеметово готовится встретить весну и отгулять Масленицу вместе с культурно-досуговым центром им. Владимира Сосина. В ближайшую субботу на центральной площади микрорайона Новый жители увидят театрализованное представление со скоморохами, спортивные эстафеты и состязания. В небольшом и красивом посёлке станет шумно и весело, зима отступит и немного приблизит долгожданное сельское лето.
Дарья Трофимова
Фото Светланы Володиной