От чисел — к милосердию. Наш рассказ о том, как один главбух кардинально изменил свою жизнь, переквалифицировавшись в социального работника: профессионала, который ухаживает за теми, кто одинок и беспомощен.
Добро возвращается
«Заходите! Собак не боитесь?» — приветствует хозяйка частного домовладения в деревне Леоново Ольга Корепанова. Нас встречает громким лаем алабай — без такой охраны на селе жить непросто. Гигантская и очень грозная собака отрабатывает свой хлеб на все сто процентов. Как управляется с таким питомцем эта хрупкая по виду женщина? Двор чисто прибран, грядки ухожены. Порядок во всём — хозяева свой дом очень любят. Пристраиваемся разговаривать в беседке.
Ольга Андреевна из числа тех, кто обосновался в Загорском районе в период апогея застоя. Родилась и выросла в Кировской области, там же вышла замуж. Вот только с жильём в родных местах было туго, и супруги решились на переезд. «Нам подсказали: можно приехать сюда. Работа есть, жильём обеспечат. Мы так и сделали. Муж устроился в совхоз трактористом, я — по профессии, бухгалтером при подсобном хозяйстве фабрики «Большевик». Жильё здесь дали тоже не сразу, но всё же дали. Очень сложно было привыкать: чужие места, чужие люди. Но всё получилось. Потом я перешла работать в совхоз «Труд», а в новое время стала главным бухгалтером в одной фирме», — рассказывает Ольга Андреевна.
}} Десять лет назад, ещё до выхода на пенсию, женщина вновь решилась на перемены — теперь уже в профессиональной сфере. Она стала соцработником
«В то время, как мы здесь обосновались, работала при столовой одна женщина. Помню, с какой заботой и вниманием она относилась к приезжим. А нас было много! И подскажет, и поможет — и словом, и делом. Когда она состарилась и овдовела, я стала ходить к ней в гости. Поговорим с ней, чем-нибудь помогу по хозяйству. С этого-то всё и началось. Понимаете, с возрастом характер у женщин часто меняется. Появляется милосердие, другие потребности — желание заботиться и опекать. Одна знакомая подсказала, что есть такая профессия, социальный работник. Я набрала себе группу подопечных и обратилась в соцзащиту», — говорит наша героиня. Позже Ольга Андреевна стала сотрудником АНО «Комплексный центр социального обслуживания граждан», который был создан в 2017 году. Сегодня в числе её подопечных — жители села Бужаниново и деревни Леоново. То есть соседи и бывшие коллеги, которые сейчас нуждаются в особом внимании и заботе. Как правило, одинокие.
Жизнь в дороге
День нашей героини начинается рано утром. Наспех прибрать волосы, умыться, позавтракать и — за руль. В данный момент у неё 17 подопечных, в работе очень помогает личный автотранспорт.
}} «На селе без машины невозможно трудно. У нас нет своей аптеки. Нет её даже в Бужанинове, хотя люди об этом очень просят. Если моим бабушкам нужны лекарства, то приходится ездить в Сергиев Посад. С продуктами тоже проблема. Хочется купить хорошей еды, но подешевле — ведь наш сельский магазин ну очень уж дорогой. Каждую поездку приходится продумывать, составлять маршрут, чтобы всё было эффективно и быстро», — рассказывает соцработник
А ещё иногда Ольга Андреевна — частный водитель. На своём же авто она доставляет своих подопечных в поликлинику или больницу, обеспечивает им полное сопровождение. Что ещё входит в её обязанности? Жизнь на селе сложнее, чем в городе. Воды набрать, печь истопить, дрова заказать и сложить их в поленницу. «Вот снегопады зимой были. Дома заваливало, калитки не открыть. Здесь откопаешь, там откопаешь… А как иначе? Ни мне к ним не попасть, ни им из дома не выйти! Помочь им больше некому, дело жизни и смерти», — рассказывает о буднях соцработник.
Это работа без какого-либо графика. Позвонит бабушка ночью, пожалуется на здоровье — Ольга летит к ней на всех парах, вызывает скорую помощь. Не принадлежит она себе даже в выходные: «Я понимаю, что бабушку нужно проведать. У меня пятидневка, но на сердце же неспокойно, ему не объяснишь. Вот и еду. Поговорю, пообщаюсь — нашим старикам это важнее всего. Они очень боятся смерти и одиночества, так что можно сказать, что соцработники ещё и психологи, пусть непрофессиональные. Одна бабушка, например, звала меня дочкой. Я к ней бегу, а она уже в окошке — поджидает. Говорить, значит, будем. Долго. Очень тяжело было в самоизоляцию: они не понимали, почему я не могу с ними побыть и разговариваю через порог. Тогда все соцработники в обязательном порядке соблюдали меры безопасности», — вспоминает она.
В числе подопечных разновозрастные люди. Кому-то за шестьдесят, но ему уже требуется помощь по инвалидности, есть и те, кому за 90. Ольга Андреевна опекает двух ветеранов Великой Отечественной войны. Да, у многих есть родственники. Но проживают они или в других городах, или сами уже находятся в таком возрасте, что им самим требуется помощь.
Проводница
Профессия соцработника специфична: иногда ему приходится видеть смерть. «Очень тяжело на сердце, когда кто-то из моих бабушек или дедушек уходит. Работаешь с ними годами, вкладываешь душу и силы, — и вот, кого-то из них нет. Каждый раз от сердца словно частичку кто-то отрывает. Не так давно мне пришлось организовывать похороны. Умерла тётя Нина, ей было за 90. За несколько дней до смерти она показала, где лежат деньги, и попросила «сделать всё, как надо». Она как чувствовала, что угасает. Когда всё случилось, я её похоронила, заказала памятник. Так что всё хорошо. За всех тех, кого провожала, оставляю записки в храме. Мы молимся за них здесь, они за нас — там», — рассказывает Ольга Андреевна.
Однажды соцработнице пришлось пристраивать домашнего питомца. Умерла бабушка, у которой была кошка. Как быть? Животных Ольга любит. Хотела взять себе, да собственная мурка постоялицу не приняла. К счастью, нашёлся для хвостатой сироты новый хозяин.
}} При таком ритме женщина просто обязана держать себя в форме. Складывается впечатление, что она не оставляет себе права приболеть или устать. Возможно, это и к лучшему
«У меня, если что и заболит, то в этой круговерти быстро проходит. Я счастлива, что нашла себе дело по душе. Возможно, что и мне когда-нибудь понадобится вот такой вот соцработник. На детей надеяться не нужно, у них своя жизнь, работа. Нужно стараться быть самостоятельным как можно дольше. Всем этого желаю», — говорит Ольга Андреевна.
Мы прощаемся, у калитки вновь громко лает алабай. Знаете, случаются иногда в журналистской работе такие встречи, от которых становится спокойнее и легче — от осознания, что есть в этом мире такие Ольги Андреевны, которые не бросят. Просто потому, что способны жалеть и сострадать. Честно и от души.
Евгения Николаева
Фото Светланы Володиной и из архива редакции