Сергиев.ru
Культура

Загадочный образ героя | Тема

В залах исторической экспозиции выставили древний памятник лицевого шитья. Покров «Александр Невский» был выполнен в мастерской шитья Строгановых. Утро рабочего дня. Идём в залы Конного двора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Здесь готовят к экспонированию один-единственный памятник. Вот он — покров «Александр Невский», XVII век.

Музейщики Татьяна Токарева и Наталья Грекова, хранитель памятника и его реставратор, подытоживают сделанное. Потом они снова закроют покров с изображением великого князя под стекло. А вместе с ним и его загадки.

Этот предмет всегда вызывал особое внимание публики, потому что это памятник, который свидетельствует о скрытой музейной жизни, о музейном закулисье - Татьяна Токарева, заведующая историческим отделом музея

В музее этот покров появился в 1946 году. Он был куплен за 8 тысяч рублей у частного лица. Имя продавца осталось тайной. Но известно, что покров выставляли на обозрение в 1913 году на празднованиях в честь 300-летия Дома Романовых. Тогда-то его и украли. Памятник обнаружится после войны. Татьяна Токарева показывает архивные документы — запрос о закупке покрова и описание его профессором Соболевым.

«Первый раз лично мне довелось видеть эту пелену еще до выставки 1913 года. Тогда вместо шитья было живописное изображение благообразного лица. Впоследствии краска была удалена механическим путем», то есть первый раз его расчищали еще в начале 20 века - Татьяна Токарева, заведующая историческим отделом музея

В 1724 году Святейший Синод запретил изображать великого князя Александра Невского в монашеском образе, да ещё и с закрытыми глазами. Шитье в XVIII веке было закрашено, и довольно варварски.

Был проведён рентген и обнаружили, что ручки и лик были записаны красками и обнаружили, что под красками прекрасное лицевое шитье, хорошо сохранившееся - Наталья Грекова, реставратор тканей

Спасали покров в 50-ых годах прошлого века во Всесоюзном реставрационном центре имени Грабаря.

Был сделан рентген, который показ, что там три слоя. Почему они и прорабатывали несколько вариантов в химических составах, благодаря которым удавалось поэтапно, пинцетами, скальпелем снимать масляную краску. И только, когда дошли до грунта, уже работали только с водой - Татьяна Токарева, заведующая историческим отделом музея

Ныне Наталья Грекова выполнила экстренную консервацию покрова и закрепила его на щит.

Укрепила отстающую ткань. Это тафта, на которой выполнено это произведение - Наталья Грекова, реставратор тканей Сергиев-Посадского историку-художественного музея-заповедника

Когда надгробный покров кладется на раку святого, обычно пришиваются каймы. Здесь кайма была спорота, в связи с тем, что он был похищен – Татьяна Токарева, заведующая историческим отделом Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Музейщик, как детектив, вынужден сопоставлять факты, имена, идти по следу, складывать пазлы, разгадывать загадки.

На данный момент мы до сих пор не знаем владельца, который предложил к продаже этот памятник. Когда мы узнаем кем была эта личность, мы возможно раскрутим как клубок эту историческую ниточку до 1913 года. Мы больше узнаем о том, где он был, почему его закрасили - Татьяна Токарева, заведующая историческим отделом Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Реставратору загадки не нужны. Нужны руки, глаза и чутьё.

Благодаря общим усилиям историка и реставратора мы увидим древний памятник почти разгаданным. Приходите сюда, в Конный двор. И попытайтесь сами расшифровать текст на свитке героя — Александра Невского.

Фото @ Сергиев.ru