Сергиев.ru
Культура

Зацепиться, но не задеть

Зацепиться, но не задеть

В обычной жизни он актёр «Театрального ковчега», но последние несколько лет работает в жанре пародии и стал, по сути, единственным сергиевопосадцем, кто более-менее регулярно перевоплощается в очередную колоритную знаменитость.

Михаил, он же Никита Михалков, он же Дмитрий Нагиев, он же Елена Малышева и даже Вячеслав Зайцев — ещё не устраивал сольный концерт, но то и дело показывает всех этих персонажей то в роликах в интернете, то на открытиях разных мероприятий, на театральных капустниках.

Это пример воплотившейся в жизнь детской мечты: «Помню, ещё совсем маленький, смотрел первые концерты Максима Галкина, и толком не понимал всей подоплёки, когда он пародировал политиков. Мне просто нравилось, как он по щелчку пальцев меняет голоса. Я тоже так хотел».

Играем Бокова

Кого из узнаваемых сергиевопосадцев он бы сегодня хотел изобразить?

«Сергея Бокова, — называет первое имя Михаил. — Характерный силуэт в плаще, в шляпе, его легко ухватить. У Сергея Евгеньевича много речевых особенностей. Было бы интересно спародировать его».

Художник Виктор Багров, с его старорусской внешностью, сказочной бородой и неторопливой речью — тоже в этом списке. «Ещё замечательные поэты из объединения «КвадратЪ», колоритные, они напоминают поэтов-шестидесятников», — говорит Михаил Симонов, и мы уже представляем их совместное появление на одной сцене, почти невозможное в обычной жизни.

Он не станет пародировать политиков — говорит, что берётся только за тех, кого любит или испытывает симпатию, или, на крайний случай, за людей, чья профессия ему близка. 

Вместе с актёром и пародистом Михаилом Симоновым составляем условный фоторобот человека, образ которого труднее всего поддаётся копированию. «Этот человек носит серую водолазку и голубые джинсы, у него длинные волосы — значит, потребуется парик или придётся отращивать свои. У него безэмоциональное лицо, — на ходу складывает персонажа Михаил, — его никто не видел улыбающимся, он очень тихо говорит, приходится вслушиваться». Вот он, кошмар пародиста!

Не так прост этот Стас Михайлов

Вот почти исключение — на свадьбе брата Михаилу пришлось изобразить Стаса Михайлова. После этого пародист готов спорить со всеми, кто утверждает, что романтический шансонье — не самый выдающийся исполнитель. «Да, его мелодии простые, но передать их, выдержав характерность, очень сложно», — со всей серьёзностью говорит Михаил, который вряд ли бы взялся за типаж бывалого менестреля в обычном спектакле.

Примерно из той же серии вопрос: кого труднее спародировать, не являясь ни тем ни другим — иностранца или женщину? «Иностранца. Мы хотя бы приблизительно представляем менталитет русской женщины, особенности её характера. Конечно, жители разных стран во многом схожи, но иностранцев всё равно сложно пародировать, как и просто играть. Трудно до конца понять их менталитет, что заложено природой, — и это прекрасно, добавляет он, — ведь хоть что-то должно оставаться недосягаемым».

Гурченко, до слёз

На своём аватаре в Zoom Михаил изображён в футболке с портретом Марлона Брандо в образе Крёстного отца. А ведь та роль Вито Корлеоне тоже была своего рода пародией — Брандо перевоплощался в человека другого мира, другой культуры, другого темперамента. Совсем не смешное перевоплощение. Всегда ли пародия веселит?

Не всегда, говорит Михаил, приводя пример перевоплощения Тимура Родригеса в Людмилу Гурченко — почти до слёз. Или Евгений Дятлов в образе Владимира Высоцкого и Николая Караченцова: «Мурашки по спине и гордость за русскую актёрскую школу, которая способна создавать такие номера в рамках развлекательного шоу».

И личное: «Ты показываешь родного человека, которого уже нет в живых, ты вспоминаешь движения его рук, как он чесал ухо — эти характерные жесты могут вызвать слёзы, потому что они родные».

Если на репетицию приходит Кадыров

Многие помнят пародию Михаила Галустяна на Рамзана Кадырова: «Этого, который меня копирует, Галустяна, — я ему ноги переломаю, на руках носить буду».

Как потом выяснилось, глава Чечни присутствовал на репетиции. А если бы Кадыров — или любой другой политик — пришёл к Михаилу проведать, как идут дела с номером?

«Как артист я нормально отнёсся к тому, что Кадыров предварительно смотрел пародию на себя. Если, конечно, это было сделано с лучшими намерениями. Первоисточник помогает в работе над образом, и такие примеры встречались и в «Точь-в-точь», и в других шоу. Но лично мне бы это, наверное, мешало. Особенно если бы это происходило для того, чтобы, не дай бог, в пародии не прозвучало что-то лишнее».

Что касается Галустяна, то его наш собеседник искренне любит и как человека, и как актёра, отмечает, как из начинающего кэвээнщика тот превратился в профессионального комического артиста.

Механика «Никиты Михалкова»

Попробуем по пунктам разобрать, как делать пародию. Возьмём, к примеру, Никиту Михалкова.

«Конечно, я не смотрю все выпуски «БесогонTV», — улыбается Михаил, — мне трудно было бы всё это воспринимать. Но я пересматриваю его старые интервью, вспоминаю яркие элементы фильмографии, где он проявился как потрясающий артист, — «Жестокий романс» и «Вокзал для двоих».

Дальше он выписывает на листочек его фразы, подмечают жестикуляцию — например, как Никита Сергеевич проговаривает согласные, как он поглаживает усы.

Важно попытаться посмотреть на мир глазами Никиты Михалкова, представить, как бы он реагировал на разные ситуации. После этого пишется текст, куда входят характерные фразы героя. Их надо превратить в шутку, в гротеск, но не перегибать. Слишком буквальное сходство в пародии играет против образа.

Всё самое новое и интересное в пародии, по мнению Михаила Симонова, сегодня появляется не в концертном зале, а в интернете. Вот его личный ТОП-3 современных пародистов:

• Кирилл Нечаев • Андрей Баринов • Сергей Бурунов

Владимир Крючев

 

Фото @ Сергиев.ru