Кто начинает карьеру в деревенской школе
"В деревню? Учителем? Нет, только не это", — вполне ожидаемый ответ выпускника вуза, не правда ли? Тем не менее вчерашние студенты по-прежнему уезжают в село, несмотря на все трудности — мнимые и реальные. В этом году учительский корпус района пополнился двумя десятками таких отважных.
Преподавательнице английского языка в Бужаниновской школе Валентине Смоляновой теперь есть с чем сравнивать: это уже её третий год на селе в качестве преподавателя. По существующим правилам Валентина всё ещё находится в категории молодых учителей, а значит — может рассчитывать (и рассчитывает!) на помощь государства.
Сравнить она может и сельскую школу, где работает сейчас, и городскую сергиевопосадскую, где ещё недавно училась. Да и жизнь после того, как она уехала из города, у неё теперь совсем другая.
"Если заболею — детки звонят"
Поворот в жизни, конечно, крутой, но сожалений у Валентины нет. Свою жизнь она менять не собирается. Если только всё-таки оформить ипотеку — ту самую, которая позволяет молодым педагогам сэкономить при покупке жилья около миллиона рублей. Так посчитала Валя с мужем, который перебрался в Бужаниново вместе с ней.
Она не только учитель, но и классный руководитель. "Если я заболею, детки мне звонят, спрашивают, как я себя чувствую", — рассказывает Валентина о классе, которым руководит. Этой непосредственностью школа, как, впрочем, и всё Бужаниново, её окончательно покорили.
Вале всегда нравилась профессия учителя, но сама она вряд ли решилась бы переехать в село, с которым её ничего прежде не связывало. На работу позвал Александр Никульцев, уже бывший теперь учитель из родной школы № 11 на Угличе, ныне директор бужаниновской средней школы. И вот уже три года как она тут не Валя, а Валентина Михайловна.
Что хорошо, Что не очень
В целом жизнь сельских учителей не сильно отличается от будней коллег в городе: та же нервотрёпка, та же бумажная волокита, те же "проблемные" ученики.
Но есть несколько отличий. Например, классы в школах на селе, как правило, меньше, чем в крупных населённых пунктах. Двадцать два человека в классе для Бужанинова — уже много, в то время как в городе 28 человек за партами — норма.
Есть совсем маленькие классы, человек по восемь — как в старшей, так и в начальной школе. Это даже чем-то похоже на работу репетитора, говорит наша собеседница.
Разумеется, есть и минусы. "Конечно, — признаётся Валентина, — молодые специалисты в Москве получают гораздо больше, чем я. Несмотря даже на всю мою нагрузку". Далеко за примером ходить не надо — её свекровь как раз работает учителем в Москве.
Друзья по-прежнему уговаривают её перебраться в столичную школу и выбор своей сокурсницы оценивают скептически. Набор стереотипов прежний: отсутствие перспектив, маленькая зарплата, скучная жизнь. Возможно, в чём-то они и правы.
В то же время ни Валентина, ни её муж не собираются уезжать из Бужанинова. Чем сильнее она привыкает к своему классу, к коллективу, тем меньше шансов остаётся на то, что она изменит решение. Кстати, именно в эти дни молодая семья начинает оформлять документы для ипотеки.
Вот вам совет
Два совета от Валентины Смоляновой. Первый — молодым специалистам. Начинать лучше, убеждена она, именно с маленьких школ. Во всяком случает, так проще адаптироваться, а уже после этого можно решить, к чему лежит душа.
И второй совет — почему бы и нет? — министерству образования. Было бы неплохо, говорит Валентина, если бы условия, в которых занимаются сельские дети, не уступали городским. В первую очередь это касается оснащения классов.
Она приводит пример: в московских школах у каждого учителя есть личный ноутбук, в котором хранится масса сведений — от полной информации о классе до учебных прикладных программ. И это действительно помогает на уроках.
Оправдывают себя и интерактивные доски, о которых так много говорили и продолжают говорить в педагогической среде.
Интересно, что учителя в бужаниновской школе одними из первых в районе начали работу с электронными классными журналами. Теперь все данные об успеваемости дублируются в цифровом виде, а родители узнают об оценках или о прогулах детей через SMS.
В цифрах
Число сергиевопосадцев-выпускников, выбравших село, невелико, но относительно стабильно: как сообщила газете "Вперёд" главный специалист районного отдела организации образовательных учреждений Инна Ковалёва, в 2010 году насчитывалось 25 молодых специалистов, в прошлом 16, в нынешнем — 19.
С этого года возросло разовое пособие для начинающих карьеру в деревенской школе: теперь вчерашние студенты вузов получат 28300 рублей вместо 14 тысяч в прошлом году. Эта сумма была сокращена в 2009 году и восстановлена только сейчас.
Помимо этого, за счёт местного бюджета зарплата молодых сергиевопосадских учителей возросла на тысячу рублей (такая надбавка есть не в каждом районе), а отработавшие год получают премию в размере пяти тысяч. Сельские учителя также могут рассчитывать на льготы при оплате коммунальных услуг.
Владимир КРЮЧЕВ