Михаил Семёнов — молодой преподаватель сергиевопосадского филиала Высшей школы народных искусств, бывшего Колледжа игрушки. Сам он ещё совсем недавно был студентом, но несколько лет назад вернулся в альма-матер как педагог. Сейчас он не только преподаёт, но и занимается социальными и развлекательными проектами в колледже.
В этом материале он подробно объяснит, как за небольшой срок ему удалось оживить до этого тихую студенческую среду. Наверняка нашим читателям, активистам, преподавателям и просто студентам, которые захотят сделать свою жизнь более интересной, эти советы пригодятся.
«Это трэш»
Я — препод. Понимаю, что эти слова звучат как начало речи в клубе анонимных алкоголиков.
Ещё не так давно я учился в Российском художественно-техническом колледже игрушки по специальности «Дизайн игрушки». Затем продолжил учёбу — поступил в Национальный институт дизайна.
Помню, как в 2004 году мы с моим другом и однокурсником по колледжу Колей решили, что после учёбы вернёмся в РХТКИ как преподаватели, чтобы доказать себе и всем, на что мы способны.
Меня приняли на место другого молодого преподавателя, который, как мне объяснили, долго в колледже не протянул. «Почему?» — спросил я у него при встрече. «Это трэш», — отрезал он. И добавил несколько эпитетов по поводу студентов, самое безобидное из которых — «ленивые». Он был заметно на нервах: судя по всему, его изрядно достали.
И тогда я решил для себя вот что.
Первое – главное, результат любой ценой. Второе — тут преподают очень сухо и неинтересно, а я буду давать много современных примеров ради результата. Третье — преподавать надо очень демократично, говорить с ними на том же языке, что и они, садиться на парту и так далее.
В общем, пусть хоть Мишей называют, или ещё как им удобно, главное, опять-таки, — результат.
И понеслось. Признаю: у меня было ощущение, что это вовсе не студенты. Изо дня в день они абсолютно ничего не делали: опаздывали, отпрашивались в туалет и не возвращались, внаглую сидели и тыкали в телефон. Почти всем было наплевать на учёбу, и понятно, что к последнему, четвёртому курсу специалисты из них получились просто никакие. Самое интересное, что среди них значились отличники и хорошисты.
Я смотрел на всё это и не понимал — КАК?! Им же надо объяснять, как включать комп и чем холодный цвет отличается от тёплого!
К концу учебного года я уже был состоявшимся педагогом: нервы натянуты, ощущение эмоционального срыва стало нормой.
Не самый лучший, но хочу им стать!
Мне предложили перейти на должность заместителя директора по социально-культурной и воспитательной работе, и я согласился.
Тут в колледже начался движ — появилась команда КВН, и я начал ей заниматься. В тот момент в колледже не было духа единения студентов: все общались в лучшем случае в своих микротусовках, а после занятий расходились по делам. Я был уверен: когда студенты разных потоков и групп, столкнувшись в городе, случайно встречаются глазами, они даже не здороваются.
Мы начали издавать студенческую газету. В холлах и кабинетах открылась первая выставка учащихся специальности «Реклама». Группа колледжа «Вконтакте» стала активной, команда КВН получила право репетировать в актовом зале. На переменах играла современная музыка. Начались дебаты по поводу формирования студенческого и художественного совета — это было просто необходимо.
Результаты есть, но сделано далеко не всё. Например, не разработан фирменный стиль колледжа. Хотелось бы, чтобы за активное участие в жизни колледжа студенты получали не 300-500 рублей премии, как сейчас, а билеты в театр или в кино. У нас нет внутреннего радио. Студенты не дежурят в гардеробе и на этажах в переменах. Нет качественного сайта. Не было ремонта в мастерских...
Я проанализировал анкеты абитуриентов, посещавших дни открытых дверей, за прошедшие три года. Основной процент приходит благодаря «сарафанному радио», и с каждым годом процент таких абитуриентов уменьшается. И вообще процент студентов уменьшается, хотя нормы набора остались старые.
Рейтинг среднего профессионального образования падает в целом. Рекламного бюджета у нас, конечно, нет, при этом очень многие думают, что одно маленькое объявление в газете объявлений приведёт к валу студентов.
Руководство ВШНИ, к которой мы теперь относимся, находится в Питере. Ректор приезжала к нам два раза, и ей сложно понять, какова ситуация на самом деле. Например, то, что нам, например, действительно необходим ремонт общежития или новые компьютеры.
Не раз я подумывал о том, чтобы оставить эту работу. Готовиться тяжело: когда из шести рабочих дней четыре заняты парами, то приходится оставаться допоздна. Силы были на исходе, от моральной нагрузки не мог заснуть. Не ходил в тренажёрный зал, перестал заниматься творчеством, пришлось отказываться от заказов, которые я выполнял как дизайнер.
Но пока что я уверен: без преподавания уже не могу. Это затянуло с головой. И пусть я не самый лучший препод, но я хочу им стать.
Подготовил Владимир КРЮЧЕВ