11 сентября чада Христовой Церкви прославляют мученическую кончину того, о ком Сама Истина сказала: «Не восставал больший из рожденных женами» (Мф. 11:11). В день памяти проповедника покаяния и ревностного служителя Христова насельники и паломники обители собрались в Успенском и Троицком соборах монастыря, чтобы прославить кончину благовестника, подготовившего грешный и жестоковыйный народ к принятию пришедшего во плоти Господа. По окончании богослужения молящимся было зачитано Патриаршее послание по случаю Всероссийского дня трезвости.
Жизнь пророка была целиком посвящена Богу. С детства праведник жил в пустыне, где посредством поста и молитвы совершенствовался в премудрости и силе. Услышав призывающий его Божественный глагол, святой оставил уединенную жизнь и вышел на общественное служение, проповедуя покаяние и скорое пришествие обещанного Избавителя. Обличая беззакония и жестокосердие Израиля, пророк готовил грешный народ ко встрече со Христом. Указывая сынам Авраама на их многочисленные духовные болезни, праведник говорил им о грядущем Мессии как о Единственном Враче, способном исцелить их.
Обличая духовные недуги общества, проповедник оставался беспристрастен к чинам и статусам людей. Пророк одинаково говорил как с простыми людьми, так и с представителями государственной и религиозной аристократии. Грозное обличение Иоанна коснулось даже царя Ирода, который отобрал жену у собственного брата Филиппа. Забрав жену у живого брата, Ирод согрешил против закона Божиего – совершил прелюбодейный грех. Не выдержав обличения, гордый и тщеславный правитель заключил пророка в темницу.
Жизнь благовестника оборвалась на празднике, который царь Ирод устроил по случаю своего дня рождения. Во время торжества падчерица Ирода исполнила пляску, которая настолько понравилась тетрарху, что он разрешил просить у него все, и даже половину царства. Наученная своей матерью, нечестивая девица потребовала от правителя головы величайшего подвижника. Не решаясь нарушить обещания, земной владыка отправил в тюрьму палача, который, отрубив честну́ю голову пророка, принес ее бесстыдной любодейце и ее матери.
День Усекновения главы Иоанна Предтечи побуждает верующих вновь задуматься о Божественном Промысле, руководящим нашей жизнью. По слову святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, события этого праздника кажутся болезненно несправедливыми, поскольку достойнейший из людей принимает незаслуженную смерть, тогда как нечестивец продолжает преуспевать в пороке. Однако, волей Всеблагого Бога совершённое зло стало служить доброй цели: спустившись в ад, умерщвленный служитель Истины продолжил готовить души людей к скорой встрече со Христом, а совершенствующийся в злочестии правитель стяжал себе вечную гибель. Совершая память усекновения главы Христова Предтечи, нельзя не удостовериться в истинности утешающих Евангельских слов, обещающих Христовым ученикам победу над скорбью и несправедливостью: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20).
Справка.
Всенощное бдение с литией в Успенском соборе Лавры преподобного Сергия возглавил архимандрит Иеремия (Соловьев). Ему сослужили братия обители в священном сане.
На богослужении пели два хора: братский хор под управлением иеромонаха Никифора (Исакова) и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Успенском соборе совершил архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин).