Сергиев.ru
Экология

Хотите кедр? Приезжайте в Хотьково!

Хотите кедр? Приезжайте в Хотьково!

 

Сибирский, корейский, ливанский

Дорога ведёт на окраину Хотькова: за новостройкой и промзоной начинается квартал частных домов. Полевая, 6 — по этому адресу находится настоящая кедровая поляна, и в этот самый момент там подрастают сто тысяч саженцев.

На своей 11-й «Ладе» владелец питомника Николай Басанов проехал сотни тысяч километров в поисках лучших кедровых шишек. Томская область, Калиниград, Красноярский край, Забайкалье и Хакасия, Крым — вот только последние путешествия, откуда он привозит семена для разведения. У коллег в университетах и ботанических садах находит семена стометровой секвойи, родственницы кедра. Спасает тысячами молодые сибирские кедры, которые в Томской области прорастают на полях — на эти поля местные пищевые предприятия сбрасывают кедровую шелуху, а вместе с ней и случайно пропущенные орехи.

Каждому посетителю он дарит по одному саженцу бесплатно, передаёт из рук в руки. Но с условием — дерево посадят по всем правилам, и оно не пропадёт. Остальные продаёт по символической цене.

Его объявление на «Авито» простое и понятное — «саженцы кедра, цена ноль», и оно работает. «Времени на посадку потратите примерно столько же, сколько на подписание петиции против вырубки лесов, а пользу принесёте моментально», — Николай совсем не против кампаний в интернете, но у него есть и более быстрое решение.

«Когда мне нужно счастье, я на Алтае»

Он родился в Королёве, учился на юриста, а двенадцать лет назад оказался на Алтае, на родине предков, где и увидел кедровые рощи. С этого момента начинается его кедровая история. На восьми хотьковских сотках, что достались от родителей, открыл питомник, и теперь делит время между Подмосковьем, горами и степью. «Когда мне нужно счастье, я там, на Алтае», — говорит.

Там у него гостевой дом у подножья гор и туристы-постояльцы, а здесь сто тысяч маленьких деревьев подрастают в специально разработанных для питомников высоких кассетах, напоминающих что-то среднее между ящиком для овощей и медицинским контейнером для пробирок.

Пока это больше творческий экопроект, чем прибыльное мероприятие. В прошлом году с одной хотьковской кофейней придумали такой ход — бумажные стаканчики из-под кофе можно было принести в питомник и получить саженец кедра бесплатно.

Проводили акции с этнопарком «Кочевник»: дарили саженец каждому посетителю. В течение двух недель раздавали почти четыре сотни кедров в день. «Четыреста кедров — это целый гектар в тайге, и я понимаю, что со временем по всему району будут расти десять гектаров кедра, только рассредоточенных», — радуется Николай.

 

 

Растут медленно, не звенят

Невольная ассоциация со «Звенящими кедрами России», некогда популярным литературно-эзотерическим движением, также очарованным этим деревом, если и не мешает, то не помогает уж точно. Тут, в Хотькове, совсем другая история, и одно можно сказать наверняка — кедры Николая не звенят. И растут очень медленно.

Следуя завету Корнея Чуковского в России нужно жить долго — хотя бы ещё и для того, чтобы увидеть, как однажды наберёт высоту посаженный вами кедр. Будьте готовы, что за десять лет он не вырастет больше чем на метр. Годовалые саженцы, которые вручит вам Николай, не выше ладони, да и то не в её длину, а в ширину.

«Лучшее время для посадки дерева было двадцать лет назад. Другое лучшее время сейчас», —  говорит хозяин питомника. Выходит, что даже при лучшем стечении обстоятельств никому из посадивших это дерево не удастся в полной мере увидеть расцвета своего кедра.

Эти деревья живут по-настоящему долго, сотни лет. У деревни Машино, между Посадом и Хотьковом, можно видеть относительно молодой двухсотлетний кедр. Он юноша в сравнении с секвойями, для которых обычное дело разменять тысячу лет. Деревья эти обхватом в несколько метров внушают уважение настолько, что им порой дают имена, словно астероидам или кораблям. В Хотькове своя секвойя тоже есть.

 

 

Почём семена секвойи?

«Да, самый большой живой организм на планете, вот он», — говорит Николай и осторожно показывает на слабый росток. Семена он привёз из Алушты, где в шестидесятых годах прошлого века заложили экспериментальный парк секвойядендронов.

Николай съездил туда за шишками. Выглядят они очень скромно, аккуратно, и не скажешь, что из них получится такое величественное дерево. «В Канаде килограмм семян секвойи стоит 1790 долларов. Почему дорого? Добывать шишки на такой высоте сложно и опасно», — объясняет Николай, перебирая как раз коробку с мхом, в котором ждут своего часа семена.

В хотьковской коллекции кедров есть и пирамидальный кипарис, родственник секвойи. «Если приглядеться — в ней целая галактика», — говорит Николай и протягивает шишку. Ну где ещё увидишь такое?

Напоследок хорошая новость. Переехавший на новое поле этнопарк «Кочевник» предоставил питомнику кедров четыре гектара земли. Фонд, который создаёт Николай, планирует посадить там гораздо больше деревьев, чем умещается на скромных личных восьми сотках.

 

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

Фото @ Сергиев.ru