Правда, сами крупнейшие игроки интернет-торговли удивленно пожимали плечами, делая вид, что они лишь торговые площадки, а не продавцы, и потому претензии должны предъявляться по другому адресу.
Попытку снять с себя ответственность в авторской колонке для ФАН развенчал юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
Тема ответственности маркетплейсов перед покупателями. Колонка Александра Хаминского На первый взгляд может показаться, что маркетплейс — это как рынок, только электронный. Здесь имеются свои прилавки, витрины и товары, но всем этим занимаются продавцы, а вовсе не организаторы, которые всего-навсего сдают в аренду электронные торговые места. Однако на обычном рынке администрация отвечает и за пожарную безопасность, и за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, и за обеспечение безопасных условий труда. И еще за несколько десятков обязательных требований, установленных Федеральными законами «О розничных рынках» и «О защите прав потребителей». Но эти акты законодательства, к сожалению, почти не действуют в отношении маркетплейсов, что позволяет их владельцам устанавливать нужные им правила.
Но мы все-таки коснемся темы ответственности маркетплейсов перед покупателями. И здесь необходимо отметить, что зачастую сами маркетплейсы выступают непосредственно продавцами, причем тех товаров, которые имеют сомнительное происхождение. Около года назад порядка 700 крупных западных фирм ушли из России. Больше половины из них занимались импортом и продажей товаров широкого потребления, проще говоря – ширпотребом. Куда делся после их ухода этот товар, не знает никто, даже ФНС с Роспотребнадзором.
Прошло всего несколько месяцев, и вдруг на Ozon и Wildberries появились позиции, которые отечественные покупатели уже не надеялись увидеть. Приведу самый наглядный пример – спортивные товары таких производителей как Adidas, Reebok, Nike, Puma и других. Попробуем поискать, допустим, кроссовки этих марок на известных маркетплейсах. На момент написания статьи на Wildberries с локацией в Санкт-Петербурге предлагалось 1382 пары кроссовок Adidas, причем по 711 из них продавцом выступал сам WB.
На Ozon абсолютно схожая ситуация. Из 3436 кроссовок Adidas самим Ozon продавалось 1289. Если взять товары любых покинувших страну компаний, то практически все из них можно найти на Wildberries и Ozon, при этом продавцами будут выступать сами же маркетплейсы.
Не секрет, что рынок ширпотреба наводнен подделками. Считается, что их большей частью продают частные продавцы на Авито. Но, тем не менее, тот же самый товар можно встретить и на WB и Ozon, где они реализуются вполне открыто. Признаки подделок – неоправданно низкая цена, несоответствие модели каталогу производителя, использование дешевых материалов, отсутствие информации о происхождении товаров и легальности ввоза. Получается, что покупатель никак не защищен от покупки контрафактной и фальсифицированной продукции на торговых интернет-площадках. Но это еще не все нарушения прав потребителей, которые можно зафиксировать в интернет-торговле.
Так, обычный офф-лайн магазин обязан размещать на ценниках информацию об импортере товаров. Такая информация считается обязательной, так как законом закреплено право покупателя предъявлять претензии не только продавцу, но и импортеру, и изготовителю. Возникает резонный вопрос: что заставляет маркетплейсы так настойчиво скрывать наименование и адрес импортера? Все очень просто. Если продается продукция компании Adidas, то она могла быть ввезена ООО «Адидас» (дочерняя компания Adidas AG — Прим. ФАН.), которое прекратило активную деятельность в России и отчиталось перед немецким регулятором об убытках при списании товара в России. Если товар ввезен по параллельному импорту, то у покупателя есть возможность выяснить в Минпромторге, получала ли компания, заявленная импортером, разрешение на ввоз конкретной продукции. Если речь идет о поддельных товарах, то сведения об импортере будут отсутствовать либо окажутся «липовыми».
В любом случае, современные маркетплейсы представляют из себя огромную яму, в которой среди нормальной легальной продукции можно встретить и откровенные подделки, и очень похожие на оригинал копии. При таких обстоятельствах необходимо на законодательном уровне установить жесткие требования для функционирования маркетплейсов, а также административную и уголовную ответственность за их нарушения в качестве специальных составов в КоАП и УК РФ. Иначе рычагов воздействия на дельцов от интернет-торговли просто не найти.