«Люди дождя», — так называют детей с аутизмом. 2 апреля — Всемирный день распространения информации об этой проблеме. Новое задание или непривычное действие для каждого из них — сложный алгоритм. А другой человек — загадка. Дни тринадцатилетнего Вани Цветкова наполнены преодолением и принятием. Мама мальчика чувствовала неладное, привела к доктору, на приёме опасения подтвердились — ребенок аутист. Семья Цветковых узнала про Центр поддержки детей с инвалидностью «Время надежды». Вместе они уже десять лет, здесь обрели помощь специалистов и поддержку.
«Он не смотрит в глаза и мне казалось, что он не понимает меня. Психиатр, как только мы пришли, сразу же нам поставила диагноз аутизма, потому что то, что ребёнок не смотрит в глаза — это самый распространённый признак аутизма», — рассказала Елена Цветкова, мама Вани.
Один из ценных и опытных педагогов Центра — дефектолог Ирина Перелыгина. Ирина Александровна помогает особенным детям более 37 лет. Преподаёт в университете и всегда предупреждает студентов: не готов отдавать время другому — не иди в эту профессию.
«Радуюсь как ребёнок каждому звуку, новому слову, навыку. И мне не надоедает это, потому что это любимая работа, которая приносит удовлетворение», — поделилась Ирина Перелыгина, педагог-дефектолог Центра «Время надежды», преподаватель кафедры семьи и детства РГГУ.
Ирина Александровна остаётся дружна с семьями, с которыми когда-то её свела судьба.
«Хочется, чтобы была работа совместная всех специалистов, комплексный такой подход и, естественно, без родителей мы никуда. Общество надо просвещать, рассказывать, что эта болезнь не заразная, что детей становится всё больше, к сожалению, по разным причинам. Социализация это такой двусторонний процесс, не может ребёнок приспосабливаться к правилам общества — общество тоже должно приспосабливаться к таким детям, принимать их, любить, понимать, что им нужно», — подчеркнула Ирина Перелыгина, педагог-дефектолог Центра «Время надежды», преподаватель кафедры семьи и детства РГГУ.
С горькой статистикой аутизма среди детей знакомы и в комплексном центре «Сергиевопосадский». Здесь для ребят с расстройством аутистического спектра проходят сеансы по канистерапии.
Одним из самых трогательных и приятных методов коррекции заболевания считается канистерапия — реабилитация с использованием специально обученных собак. Однако войти в контакт с животным особенным детям ох как не просто: одним удаётся преодолеть страх сразу, другие месяцами только наблюдают за животными, делая неторопливые шаги к сближению.
«Трогать животных обычно такие детки не хотят, кормить тем более. Учим вообще замечать, что это живое существо: что оно обладает определённым запахом, шерстью, когтями. Дети после таких занятий и сами успокаиваются, и на улице больше обращают внимание на животных, учатся себя адекватно с ними вести, по правилам, чтобы не пугать животных и не пугаться самому», — рассказала Ирина Маркина, специалист по канистерапии.
«Ирина Владимировна сделала всё, что от неё возможно, и сейчас ребёнок ходит с удовольствием. Мы занимаемся, он знает методы дрессировки, взаимодействует с собакой уже на достаточно хорошем уровне. Животных перестал бояться», — поделилась Кристина, мама ребёнка с аутизмом.
«Желаю процветания, без этого центра никак, только вперёд», — сказала Вероника, мама ребёнка с аутизмом.
Аутизм — это вызов, но не разрушительный приговор. Жить с особенностями проще, когда общество старается понимать и принимать каждого, кто не такой, как многие.
Автор: Кристина Бадина, Антон Коврижных.