Велосезон в этом году начался позже обычного, и сейчас происходит то, что мы обычно видим в начале мая — велосипеды всех марок и фасонов заполняют улицы. Все ли они в порядке? Как правильно вывести их из затянувшегося простоя?
Это первая тема нашей новой рубрики, которую мы будем готовить каждую неделю, покуда позволит погода, вместе с сергиевопосадской мастерской Easy Ride.
Поговорим о велосипедах как о механизмах — с практическими советами, которые помогут содержать их в порядке, посмотрим шире, как на явление: через истории интересных экспонатов, попадающих в ремонт, через психологию участников движения и через роли велосипедов в жизни всего общества, в том числе невелосипедного.
Готовясь к новому сезону, мы с руководителем мастерской Глебом Панкеевым прошли все практические шаги по оживлению железного коня, расположив их от простых, доступных каждому, до тех, которые лучше поручить мастерской, где есть необходимое оборудование, порой весьма специфическое. Эти примеры основаны на конкретных историях — с такими проблемами чаще всего обращаются в Easy Ride сергиевопосадцы, а также на личном опыте Глеба, проехавшем не один десяток тысяч километров.
Первое, что может сделать почти каждый, — проверить давление в шинах. Его нужно выставлять по значению, написанному на покрышке. Приглядитесь, и на её боковой части увидите набор цифр: давление измеряется в PSI или атмосферах (BAR). На это нужно ориентироваться, накачивая колесо. Калькулятор, который при необходимости переведёт из одной системы в другую, можно найти в интернете.
«Многие делают ошибку, качают на глаз, но всегда нужно соблюдать указанные значения или чуть-чуть не доводить до них. От этого зависит живучесть покрышки, накат велосипеда», — говорил Глеб Панкеев. Бывает, что покрышку качают на полное давление, но не учитывают, что солнце может её нагреть, и она разорвётся. При слабо накачанной покрышке велосипед едет тяжелее, к тому же сама покрышка может чаще прокалываться.
Второе — смазать цепь. Здесь многие делают ошибку: кто-то использует твёрдую смазку, кто-то WD-40, но единственный работающий вариант — специальная велосипедная смазка цепей, которую можно найти в веломагазине. Подскажите продавцу, и он вас поймёт. Смазки нужно совсем мало, по капле в звено, после нанесения цепь протирают насухо. Если с цепью обращаются неправильно, она загрязняет другие узлы механизма.
«Лучше уж цепь будет пересушенная, ничем не смазанная, пусть и поскрипывает, но это лучше чрезмерно смазанной цепи. Сигнал, когда пора что-то предпринять — цепь блестит», — рассказывает Глеб Панкеев.
Третий шаг — перевернуть велосипед и раскрутить колёса. Если всё хорошо, остановятся они нескоро, и торможение не будет резким. После остановки будет заметен небольшой откат назад. В остальных случаях есть смысл ехать в мастерскую, где посмотрят втулки, оценят, не сильно ли они перетянуты и правильно ли они настроены. Заодно проверят тормоза, которые также могут цеплять диск или обод колеса. Из-за плохо настроенных колёс вы направите много энергии в ненужное русло или как минимум не получите удовольствия.
условий безопасности.
Пятый, и порой незаслуженно обделённый вниманием узел, — это педали.
Только на первый взгляд кажется, что это простой элемент, но от него зависит не только, насколько быстро вы поедете, но и насколько здоровы будут ваши ноги. Важный критерий — хорошие педали не только легко, но и бесшумно вращаются. В отличие от предыдущих пунктов, более-менее доступных любому велосипедисту, ремонт педалей требует специфического инструмента, и самостоятельное вмешательство может обернуться неприятностями.
От этого узла зависит, насколько хорошо велосипед едет в горку, насколько хорошо он разгоняется с места. Тяжесть или боль в ногах после поездки, особенно в коленях, может иметь простую и неожиданную причину — некачественные или неисправные педали. В следующем выпуске мы поговорим о детских велосипедах — спрос на них большой, но упорядоченной и ответственной информации на удивление мало.
Везде чужие?
Любое уличное движение — пересечение интересов разных людей. Как быть велосипедистам, которые чувствуют себя чужими везде: и на тротуаре (правила чаще запрещают им проезд, чем разрешают), и на проезжей части — где они чужие просто по факту, на свой страх и риск разделяя с автомобилями и без того порой узкую полосу?
Об этом мы спросили жительницу Сергиева Посада Ольгу Фенчак, которая сочетает разные качества: она и заядлая велосипедистка, и мама, со страхом за себя и за ребёнка увиливающая от мчащихся навстречу велосипедистов.
— Скажу честно, в городе я не выезжаю на проезжую часть и всегда езжу по тротуарам. Просто страшно, когда в сантиметрах от тебя проносится автомобиль. Я еду по тротуару, не разгоняюсь и никогда не использую звонок или клаксон — люди от него нервничают, он больше вредит, чем помогает.
Как пешеход, я пугаюсь встречных гонщиков, конечно, но мне кажется, что с годами велосипедисты стали более внимательны к пешеходам. Больше взрослых людей катаются, это уже не только детское развлечение, как раньше. Соответственно, меняется и манера езды.
С велодорожками в городе сложно — что были, те стёрлись, да и люди их тогда не особо воспринимали. Но в то же время мы не заметили одну важную вещь: как постепенно улицы Сергиева Посада становились более комфортными для езды. Помню, что в 2005 году, когда у меня родился сын, бордюры были по всему городу, и даже вдоль проспекта Красной Армии, по нашей главной улице было тяжело ехать. Только через несколько лет стали появляться плавные съезды, которые удобны и для колясок, и для велосипедов.
Владимир Крючев