Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник открывает для зрителей произведения турецкого и иранского искусства. Таких памятников в коллекции музея не многим более ста, и большинство тех, что выбраны на камерную выставку, ранее не экспонировалось.
Одно из исключений – бархатная пелена. Правда, последний раз она выставлялась на заре становления музея в 20-х годах прошлого века.
В новом выставочном зале в Ризнице представлены ювелирные изделия и ткани.
Такие ткани с христианской символикой являются очень большой редкостью. Турция – мусульманская страна, в ней существовал строгий запрет на изображение живых существ. Ни на одной турецкой ткани вы не найдёте изображения животных, людей, птиц. Здесь же есть изображения херувимский ликов и Христа – Великого Архиерея, – Татьяна Кузнецова, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
Некоторые образы материй датируются XVI-XVII веками. В те времена специальных тканей для церкви не существовало, их создавало небольшое число турецких ремесленников. Ткани везли в Москву, они оказывались в царской казне, порой попадали в монастырь.
Куратор выставки Татьяна Кузнецова рассказывает, каким путём пришла в монастырь ткань с изображением Христа Архиерея.
Это произошло в 1634 году. Двумя годами ранее Боярская дума объявила войну Речи Посполитой, сразу же в Стамбул отправилось посольство, перед которым стояла важная цель: они должны были уговорить султана начать войну с Польшей. Эта политическая миссия не удалась, зато послы закупили «узорочий товар», который был привезёт в Москву и попал в царскую казну, – Татьяна Кузнецова
В первой описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года уже есть запись об этой ткани.
«Восток далёкий и близкий» – в названии выставки музейщики как бы говорят: да, Восток далёк и географически, и религиозно, но красота не имеет границ. Попадая в Россию из Турции и Ирана, предметы искусства становились частью русской культуры.