Два дня подряд на прошлой неделе ярославский Театр драмы имени Фёдора Волкова собирал в Сергиевом Посаде полный зал.
Это случилось абсолютно неожиданно и было совершенно непохоже на все предыдущие гастроли: в городе появились объявления о предстоящих вечерах во Дворце культуры им. Ю. Гагарина, большая часть билетов распространялась бесплатно. В Сергиев Посад коллектив приехал в рамках федеральной программы «Первый русский театр — городам Золотого кольца». Их гастроли начались более двух месяцев назад со спектакля в Рыбинске, а в программе выступлений ещё значится немало городов: Кострома, Углич, Переславль-Залесский и другие.
Непростым заданием оказалось вспомнить, когда в последний раз тот или иной театральный коллектив задерживался в Посаде более чем на день. Но в этот раз к нам приехал один из самых именитых театров России. Достаточно напомнить, что именно ярославский волковский почитают как первый профессиональный театр России и его по-прежнему относят к числу ведущих провинциальных (в лучшем смысле этого слова!) сценических коллективов.
Постановки, заявленные к показу в выходные, оказались настолько разными, насколько это только можно представить.
В субботу на сцене шёл спектакль «Екатерина Ивановна» по Леониду Андрееву — суровое испытание для чувствительных душ и нешуточное разочарование для любителей провести субботний вечер под что-нибудь весёлое.
В воскресенье на этой же площадке царило совсем другое настроение — актёры раскрылись как эстрадные певцы в яркой многоцветной вокальной программе «Театральный блюз», искрящейся беспроигрышными блюзовыми и джазовыми номерами тридцатых-шестидесятых.
«Часто, куда бы мы ни приезжали, нас называют старейшим театром России», — обратился к зрителям директор театра Юрий Итин. Но он добавил: старейший не означает старый, а традиции — не вериги, а паруса, которые увлекают вперёд. А напоследок аккуратно предположил, что эти два дня станут началом большого культурного сотрудничества двух городов.
Суббота. «Екатерина Ивановна»
Предупредили заранее: спектакль этот не из самых комфортных. Показ предварил сам режиссёр и художественный руководитель театра Евгений Марчелли. Он вышел на сцену и пояснил, что пьеса, написанная более ста лет назад, неизменно вызывала скандал за скандалом. Сначала после опубликования, а затем после постановки во МХАТе.
До наших дней она добралась, не растеряв своего эпатажа. И даже видавший виды современный зритель не устаёт регулярно выражать в лучшем случае недоумение по поводу обнажённых чувств, обнажённой (ну, почти) натуры и ничем неприкрытого желания передать эмоции героев — в первую очередь героини, доведённой до отчаяния ревностью супруга.
Эту, говоря языком кино, психологическую драму либо любят до фанатизма, либо столь же яростно терпеть не могут. Сергиевопосадский зритель в этом смысле исключением не стал.
Воскресенье. «Театральный блюз»
Через сутки герои субботней «Екатерины Ивановны» с лёгкостью перевоплотились в салонных щёголей и роковых дам.
Сюжет «Театрального блюза» разворачивался на фоне декораций, отсылающих к временам то ли Великой депрессии, то ли «холодной» войны, то ли просто воссоздающих видимость абстрактного приятного времяпрепровождения.
Да, собственно, и сюжета как такового не было. На сцене расположился небольшой оркестр (руководитель «Театра-бэнда» Игорь Есипович играет на трубе), актёры подходили к микрофону и напоминали, как когда-то звучала поп-музыка — от Have Yourself A Merry Little Christmas (перед обаянием которой не смогли устоять ни Фрэнк Синатра, ни лягушонок Кермит) до Besame Mucho — самой, как считается, часто исполняемой композиции в истории человечества. Получилось красиво, профессионально и искренне.
Материалы подготовил Владимир КРЮЧЕВ, фото Александры ФРОЛОВОЙ