В «больших» музеях, театрах и концерт- ных залах наступает сезонное за- тишье, а во многих сельских Домах культуры, особенно в дальних, в эти месяцы особенно оживлённо. В мае здесь как будто открывают новый сезон, и причин у него несколько: аудитория — не только молодая, но и постарше — увеличивается за счёт дачников, у школьников на каникулах появляется масса свободного времени. Кроме этого, рядом со многими ДК есть открытые площадки, где летом можно провести намного больше интересных встреч, игр и концертов, чем зимой или осенью.
Лето под звуки гитары
Дом культуры в деревне Федорцово — один из самых далёких сельских ДК в округе, в сорока километрах к северу от Сергиева Посада.
В свой директорский кабинет Ирина СТРЕЛКОВА вернулась недавно, после рождения ребёнка. Говорит, что сразу же захотела добавить в творческий репертуар ДК что-то новенькое. Спросила у коллег из других ДК, какие специалисты-педагоги и какие интересные идеи появились за это время и — главное — что можно воплотить в такой далёкой части округа.
В соседнем шеметовском культурном центре подсказали имя преподавателя гитары, который мог бы приезжать в Федорцово и в два соседних ДК — Торгашинский и Селковский — объединённые с федорцовским в один «куст». Лилия МАНАЕВА из березняковской «Юности» теперь преподаёт гитару на всех трёх площадках, и этим летом она и её воспитанники наверняка добавят новые ноты в уличные программы.
Хорошо, есть свой вожатый
Летний лагерь в Федорцовском ДК и в соседних откроется в любом случае. Варианта два — вместе с сергиевопосадским муниципальным молодёжным центром «Атмосфера», как это было в прошлом году, или своими силами.
Деревне повезло, здесь есть свой вожатый. Она живёт в соседнем с ДК домом, раньше работала в местном лагере и снова готова провести весь месяц с детьми. Настя когда-то сама ребёнком ходила в этот клуб, потом уехала учиться в Москву, получила диплом и вернулась. Сначала её пригласили побыть вожатой на одну смену, а теперь рассчитывают, что она останется в ДК на постоянной работе.
В прошлом году штатное расписание лагеря сократили, из двух преподавателей остался один. В таких условиях работа Насти особенно важна — после того как жителей вокруг прибавилось, в лагерную группу могут записаться больше тридцати детей. Среди них много и тех, кого вожатая встречает чуть ли не в первый раз — всё те же дети и внуки дачников.
Приехали новые люди Особенно много их стало в годы пандемии. Новые соседи, дачники и те, кто решил остаться на весь год, понемногу включаются в местную жизнь. Разрастаются садовые товарищества, многие покупают дома в соседних Веригине и Заболотье. В ближайшей торгашинской школе в новом году прибавилось 12 новых детей из таких семей — в основном москвичей. Да и в студиях ДК приток ощущают.
}} В кружок английского, например, за один только раз записались сразу трое — дети из семьи фермеров-переселенцев из Москвы. «Нагрузка увеличилась, но нам это в радость», — говорит Ирина Стрелкова И добавляет, что почувствовала оживление, в том числе, по такой детали: она и её коллеги всё чаще слышат слова благодарности от, казалось бы, незнакомых прохожих на улицах деревни. Склад — заброшенный и опасный Вид площади перед федорцовским Домом культуры портит соседнее, старое и явно заброшенное здание. Разрушающаяся кладка, пустые окна. «Это вековой склад, мы с ним намучились», — вздыхает Ирина и рассказывает, что когда-то здание принадлежало жителю Веригина, потом постройка перешла наследникам, и поделить собственность им пока не удалось. Который год судьба всё более опасного склада зависает в судах, и что делать — неясно. Дом культуры пытается выяснить это много лет. Сколько писем отправлено и просьб! Разрешите, пишет Ирина, хотя бы заколотить окна, чтобы никто не забирался внутрь, не сваливал туда мусор и этот мусор потом не разлетался бы перед парадным входом в ДК. Безрезультатно. У каждой деревни — характер свой «У нас три соседние деревни, и вроде бы люди везде одинаковые — и по характеру, и по доходам — но у каждой деревни свой менталитет. На одни и те же идеи реагируют по-разному», — говорит Ирина. Заступая на директорский пост, она побывала во всех трёх деревенских ДК и представила преподавателей, которых специально искала. Те готовы приезжать из Березняков, Пересвета и других мест и, по словам директора, «это как глоток свежего воздуха». Рассказала собравшимся родителям, что у всех новых педагогов есть профильное образование, что пока ещё редкость в сельской местности. Пыталась объяснить односельчанам, что за не самую большую плату — порядка тысячи рублей в месяц — семьи дадут своим детям хорошее дополнительное образование. К слову, обычный россиянин на сигареты за тот же месяц тратит в два-три раза больше, да и платных кружков в расписании местных ДК по-прежнему меньшинство. Сработало по-разному. В Торгашине группа английского не набралась, да и другие сложились с трудом. Платные кружки там вообще принимают с осторожностью. В то же время среди торгашинцев невероятно популярной оказалась гитара — за первый вечер записались восемь человек, что впечатляющая цифра для деревенского ДК. Самые активные в отношении кружков жители Селкова — они готовы возить своих детей не только в Федорцово, где самый большой выбор среди местных ДК, но и в Реммаш, и в Сергиев Посад. Ещё повод — День деревни Как ещё обычный сельский Дом культуры может сделать жизнь своих соседей интереснее?
}} Например, через Дни деревни, которые обычно проводятся в июне. Для клубов эта дата всегда была своеобразным поводом подвести итоги работы за предыдущий год, устроить большой концерт, открыть выставку, показать разученный новый танец, пригласить авторов мастер-классов В эти дни работают летние кафе, местные фермеры и садоводы привозят товар на ярмарку. Люди гуляют почти до утра, хотя официальная программа ДК официально заканчивается в 11 вечера. «Каждый раз это проходит по-разному, но всегда это красиво», — говорит Ирина. Сезон только начинается!
Владимир КРЮЧЕВ
Фото автора