Восемь лет назад, 16 марта 2014 года, в Крыму и Севастополе был проведён всенародный референдум, по результатам которого около 96 % жителей проголосовали за вхождение полуострова в состав Российской Федерации. А Севастополь стал третьим в стране городом федерального назначения. Мы спросили у жителей Сергиева Посада, помнят ли они события тех дней и что думают о них сегодня.
Рита ТИХОМИРОВА, председатель Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, секретарь местного отделения партии «Единая Россия»:
— Прошло уже 8 лет с референдума о присоединении Крыма к России, на котором, я хочу напомнить, более 96 % при явке порядка 85 % проголосовали за вхождение в РФ. И тогда, и сейчас считаю, что это было абсолютно правильным решением и со стороны жителей Крыма, и со стороны нашего президента — Владимира Владимировича Путина, всего нашего народа. Я помню, как следила за всем, что происходит на полуострове, очень переживала. Ведь, к слову, в конце февраля 14-го года туда был отправлен бандеровский «поезд дружбы», все прекрасно видят, что сейчас происходит на территории ДНР, ЛНР, Украины, вот тоже самое готовили и крымчанам. К счастью, тогда всё закончилось тем, что поезд пришёл на вокзал Симферополя пустым, нацисты не доехали, узнав, какой «горячий» приём готовят им на полуострове, а Крым стал нашим, российским. Крым вернулся домой, с чем я и поздравляю всех здравомыслящих людей нашей страны!
Алексей ВОХМЕНЦЕВ, депутат Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, директор ДК им. Ю. А. Гагарина:
— Я родился и вырос в Крыму, под Симферополем. Всю жизнь считал и считаю Крым российским. Для меня то, что произошло восемь лет назад, — это закономерность, восстановление исторической справедливости. Достаточно посмотреть, как много с 2014 года там произошло много серьёзных изменений к лучшему. Крымский мост, новые дороги, больницы, школы и детские сады — всё это важные перемены для крымской инфраструктуры.
Мария ДАЙН, председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского округа:
— Весну одновременно такого близкого и далёкого 2014-го года я запомнила как время ликования, радости и единения людей. Я помню счастье и единодушие крымчан, помню, как они торжествовали, как выходили на митинги. И мне кажется, сегодня эта весна возвращается. Возвращается это удивительное чувство единства российского народа. События в Донецкой и Луганской народных республиках стали логичным продолжением «крымской весны». Да, их разделяют 8 лет. Время сейчас совсем другое, перемены происходят гораздо тяжелее. Сильно изменились и масштабы, сейчас мы наблюдаем за происходящим как за глобальными явлениями в мировой политике. Но весна для России — это время очень чистое и светлое. И она всегда сулит перемены к лучшему. А лучшее время там, где нет места национализму и фашизму.
Ирина, прохожая:
— Конечно, я помню, как это было. В 2014 году произошёл переворот на Украине, и националистические группировки стали угрожать жизни людей. Нашему президенту Владимиру Путину ничего не оставалось, кроме как провести референдум. Крымчане почти единогласно проголосовали за то, чтобы Крым вошёл в состав России. В противном случае местное население могло пострадать, а на самом полуострове появились бы военные базы недружественных стран. Поэтому я полностью поддерживаю решение президента.
Алексей, прохожий:
— Я считаю, что это было правильное решение. Многие говорят, что подарки не возвращают, но это не было подарком. Крым раскрыл для нас некоторые карты в отношении националистов, которые захватили там власть. Сейчас потомки тех, кто служил в Украинской повстанческой армии, известной своими зверствами против советских партизан, выдвигают законы на тему коренных народов, запрета русского языка. И начали очень тесно сотрудничать с НАТО, что угрожает нашим национальным интересам. Кто-то может сказать, что присоединение Крыма стало точкой невозврата, но мне так не кажется. Причины для западных санкций всё равно бы нашлись.
Евгений, прохожий:
— К присоединению Крыма я отношусь сугубо положительно, по-другому ведь и нельзя было. Каждый год езжу туда отдыхать, очень люблю это место. Со слов крымчан, там, конечно, немного затянули гайки. Некоторые заповедные территории пошли под строительство коммерческих объектов. Это неприятно. А так и мы, и крымчане очень довольны.
Раиса Бедутовна, прохожая:
— Я не раз бывала в Крыму. Отдыхала там, и в восторге от его природы. Чудесное место! Мне радостно, что Крым стал наш. Он ведь и был наш, но перешёл в состав Украинской ССР при Хрущёве. А потом всё развалилось, и мы его потеряли.
Зоя Васильевна, прохожая:
— Конечно, мы были рады, когда Крым вернулся. В своё время Хрущёв продал его за корабль апельсинов. Было бы совсем замечательно, если бы не всё, что случилось позже. Мы сейчас живём спокойно благодаря нашему президенту Владимиру Путину. Контролировать такие территории очень сложно.
Алексей Иванович, прохожий:
— Присоединить Крым к Российской Федерации было правильным решением. Он должен быть частью России.