Первые велосипедные дорожки появились в Сергиевом Посаде шесть лет назад—во время празднования 700-летия Сергия Радонежского. С тех пор добавились новые — на Келарской набережной и на Сергиевской улице. Всё. При этом любителей экологичного транспорта с каждым годом всё больше. Катаются и летом, и зимой. Наш корреспондент проехалась на велосипеде по городу и узнала у велосипедистов, хватает ли им выделенного пространства.
Прыг да скок
Каждый год, 22 сентября, во всём мире устраивают День без автомобиля. Идея в том, чтобы сократить количество выхлопных газов от двигателей внутреннего сгорания хотя бы на один день: поехать на работу на общественном транспорте, прокатиться на велосипеде (или другом экологичном транспортном средстве), а то и вообще пройтись пешком. Ждать до осени я не стала, тем более что велосипедный сезон в самом разгаре. Живу на Северном посёлке Сергиева Посада, поэтому там взяла напрокат велосипед и отправилась до редакции (ул. Карла Либкнехта, 9, Рабочий посёлок).
Велосипедной дорожки на пути не встретилось. Если следовать правилам дорожного движения, я должна была ехать по проезжей части, но мне, откровенно говоря, делать это страшно, к тому же места для велосипеда на ней нет. Поэтому ехала я по тротуару. Но это не моё пространство: здесь постоянно нужно сигналить пешеходам, останавливаться и пропускать, если люди идут навстречу друг другу.
Немного свободней ехать стало после поворота к ЗОМЗу, просто потому, что пешеходов на тропе вдоль заводского забора всегда немного. Проехав достаточно спокойно вдоль поликлиники № 1 и школы № 19, упёрлась в перекрёсток улиц Шлякова и Леонида Булавина, где построен целый квартал домов для переселенцев из ветхого и аварийного жилья.
Дома вроде бы новые и дорога для автомобилей свежая, а вот пешеходных дорог, чего уж говорить про велосипедные дорожки, здесь не предусмотрели. Чтобы проехать, пришлось встать в один ряд с автомобилями. Я прижималась от них подальше к бордюру, а они от меня жались к встречной полосе.
Бросать велосипед кашеринга где попало нельзя, его нужно оставлять на выделенных парковках. Ближайшая к редакции — у «Карусели». Вдоль магазина пешеходная дорожка есть, но бордюры настолько высокие, что заехать на них не рискуя покалечиться, просто невозможно — пришлось спешиться. А что делать человеку в инвалидной коляске? Ехать по узкой дороге, на которой и две машины разъезжаются с осторожностью?
Вывод: при отсутствии автомобиля безопаснее передвигаться пешком, чем на велосипеде. Во-первых, удовольствия от поездки не получишь. Во-вторых, везде чувствуешь себя виноватым: на тротуаре мешаешь пешеходам, на проезжей части — автомобилистам.
Прям всё плохо?
Не всё. С появлением благоустроенной Келарской набережной у нас появилась отличная выделенная велодорожка. Известный в Сергиево-Посадском округе велосипедист Глеб Панкеев также хвалит велодорожку на улице Сергиевской. Говорит, что сделана она отлично, вот только коротковата. Тот же недостаток у выделенной велодорожки, которая проходит мимо Дворца культуры им. Гагарина и заканчивается у Дороги к Храму.
Словом, велодорожки в Сергиевом Посаде есть, но с точки зрения практического применения, они не совсем удобные, а главная претензия велосипедистов, которых мы опросили, — нет ни одного протяжённого веломаршрута.
В последнее время те, кто используют велосипед как тренажёр, катаются на Западном объезде. Там построен прекрасный тротуар, а пешеходов практически нет.
У нас лучше, чем у соседей
На днях комитет по туризму Московской области назвал самые живописные велодорожки региона и указал их протяжённость. Сергиев Посад в список не попал. Но мы нашли велосипедистов из этих городов, позвонили им и узнали, как с велодорожками обстоят дела в их городах. Как это ни парадоксально, но из разговора следует, что в Сергиевом Посаде велодорожки одни из лучших в области.
Георгий Белкин, один из организаторов велосипедного клуба «ДолВело» в Долгопрудном, на вопрос о маршрутах ответил, что общая протяжённость велодорожек в его городе максимум 500-700 метров.
Председатель общественной организации «ВелоМытищи» Максим Затонских говорит, что в центре велодорожек нет, т. е. использовать велосипед для того, чтобы доехать до работы, дело непростое. Есть велотрек протяжённостью почти 6,5 километра, расположенный на окраине Мытищ. Вот только его состояние оставляет желать лучшего: «Ещё четыре года назад администрация обещала установить на велодорожках видеонаблюдение и даже столбы для этого установила, но оно так и не появилось. Забор, который отделяет велодорожку от проезжей части, покосился и поржавел. На некоторых участках появились ямы. И сколько мы не писали в администрацию, они не исправляют высокие бордюры. Чтобы заехать и съехать на велодорожку нужно слезать с велосипеда. По-хорошему спуски должны быть гладкими».
Зеленоградский велосипедист Алексей Крекотнев рассказал нам, что в их округе общая протяжённость велодорожек — 1 километр: 300 метров вдоль Чёрного озера и метров 700 вокруг озера Школьного. На этом велосипедная инфраструктура заканчивается.
После общения с велосипедистами из разных городов Подмосковья, сложилось мнение, что не так уж мы и отстаём в развитии велоинфраструктуры, но кому ж не хочется лучшего.
Евгения Кинтушева
Фото из архива редакции