«Вечный огонь» и Ленин останутся на месте?
В конце прошлой недели Собрание Почётных граждан района обсудило два вопроса, которые в дальнейшем могут обрести большой общественный резонанс. В повестке дня они значились следующим образом: "О переносе мемориального комплекса «Вечный огонь» и «О переносе памятника В. И. Ленину». Заседание (временно, до избрания Собранием своего председателя, которым позже был избран Сергей Боков) вела заместитель главы района Валентина Устименко.
Сразу заметим, что указанные инициативы возникли не на пустом месте. За перенос бюста вождя мирового пролетариата ратует Лавра, а вопрос о «Вечном огне» возник стараниями Почётного гражданина района Петра Червоненко, полагающего ныне существующий памятник недостаточным.
В начале заседания речь зашла о мемориале павшим воинам. Первым слово взял художник Леонид Дёмин, сразу заявивший, что удачнее места, чем сейчас, для «Вечного огня» не найти. Памятник органично вписывается в территорию вокруг Лавры, он расположен в центре города, его видно всем проезжающим по проспекту Красной Армии. Звучавшие ранее предложения о переносе мемориала на бульвар Кузнецова Леонид Петрович решительно отверг: «Большой грех это допустить».
С ним согласился другой Почётный гражданин, педагог и литератор Юрий Палагин. Он рассказал, что 16 октября прошло заседание Градостроительного совета Сергиева Посада, где этот вопрос также обсуждался. Свою точку зрения излагали как Пётр Червоненко, так и один из создателей мемориала скульптор Вячеслав Саблин. Пётр Червоненко выступает за увековечивание имён всех наших земляков, погибших в Великую Отечественную войну, — а их около 15 тысяч. Чтобы выбить каждую фамилию в камне или отлить в бронзе, требуется либо коренная реконструкция существующего мемориала, либо создание нового. Скульптор Вячеслав Саблин выступил против установки в центре «Вечного огня» высокой стелы с фамилиями, так как она будет явно дисгармонировать с колокольней. Кроме того, следует помнить, что мемориал является братской могилой воинов, умерших от ран в загорских госпиталях. Тревожить их прах было бы неправильно. «Саблин прав», — кратко подытожил свою речь Юрий Палагин.
Большинство присутствовавших поддержали его мнение. Единственным, кто поддержал идею переноса памятника, стал Анатолий Русаков. Как бывший начальник УВД, Анатолий Васильевич счёл, что с точки зрения охраны правопорядка он расположен неудачно.
В конце концов возобладала компромиссная мысль о том, что для увековечивания памяти всех погибших земляков памятник надо расширить. Лучшим вариантом для этого стало бы присоединение пустующей ныне автостоянки напротив. Плиты с именами погибших можно расположить, например, на склоне за ней — тем самым образовался бы единый мемориальный комплекс памяти павших в Великой Отечественной.
Правда, тут же выяснилось, что в преддверии юбилея Преподобного Сергия обе стоянки напротив памятника уже отданы Лавре. А как она посмотрит на этот проект, неизвестно.
В вопросе о переносе памятника В. И. Ленину Почётные граждане и вовсе были единодушны. Все как один высказались категорически против. Звучали слова о том, что при всём неоднозначном отношении к Ленину он является исторической фигурой мирового масштаба, а памятник ему стоит на этом месте уже почти сто лет (его установили в 1926 году. — Ред.). «Дело священнослужителей — умиротворять людей, а не устраивать раздрай, — сказал Юрий Палагин. — Если переносить памятник, будет очень резкая реакция общественности».
С предложением установить на этом месте памятник родителям Преподобного Сергия Кириллу и Марии Почётные граждане также не согласились: по их мнению, скульптуру надо ставить в Хотькове, где они похоронены.
Отметим, что мнение Собрания Почётных граждан района имеет важное, но лишь рекомендательное значение. Какие решения будут приняты в дальнейшем, покажет время.
Александр ГИРЛИН