Сергиев.ru

Валентина Манжула: «Если б мы замешкались, нас бы не было в живых»

«Я родилась в 1929 году. Когда началась война, мне было 11 лет, жили мы в Харькове...», – начинает рассказ жительница Сергиева Посада Валентина Михайловна Манжула. Вместе с мамой она пережила оккупацию. 641 день город был в плену у немцев. За это время нацисты уничтожили инфраструктуру города, более половины жилых домов, сожгли все институты, театры и музеи. Харьков стал вторым после Сталинграда самым разрушенным крупным городом  страны.

У нас не стало света, потому что всё взорвали, не стало воды – мы пили из речки Лопани. Главное, не было еды. Кто были помоложе и посильнее, ходили за десятки километров от Харькова менять свою одежду на хлеб, – Валентина Михайловна Манжула

Зимой 1942 года Валентина с мамой Еленой Денисовной перебираются из Харькова в деревню Староверовку, где легче найти пропитание. Там они живут до августа 1943 года.

Но место было очень неблагоприятное – нас четыре раза брали из рук в руки. То наши отобьют немца, то немец наших. Мы жили в состоянии войны и страха. Когда в очередной раз приходил немец, он был очень злой, – Валентина Манжула

Нацисты грабили, убивали, искали партизан и коммунистов. Устраивали показательные казни. Угоняли людей в Германию через пересыльные лагеря. В один из таких лагерей летом 1943 года загнали жителей Староверовки. Немцы устроили лагерь на территории зерновой селекционной станции.

Вышки с автоматчиками наверху, ворота, немцы, полицаи... Посередине двора огромный котёл, в котором что-то варилось, – Валентина Манжула

В первую же ночь к лагерю прилетел советский самолет. Покружил, пострелял из пулемёта и улетел. И так три ночи подряд. На четвертый день по лагерю разошелся слух.

Один из полицаев девчонкам староверовским сказал бежать во время ночного налёта самолёта, немцы с вышек стрелять не станут – они самолёта боятся, – Валентина Манжула

Так и сделали. Валя с мамой бежали через дыру в заборе. К утру добрались до неизвестного села, и там их накрыла бомбёжка. Наши войска пошли в наступление освобождать Харьков.

Орудия бьют с обеих сторон, ад кромешный. Люди побежали прятаться в кукурузу, мы тоже, – Валентина Манжула

Пережили и бомбёжку. На рассвете, когда бой закончился, пошли обратно в Староверовку. Путь лежал через лагерь, откуда бежали. На его месте нашли лишь кучу пепла.

Немцы, отступая, сожгли лагерь с людьми, которые убежать не успели. Если бы мы замешкались, нас бы наутро сожгли. Я бы не жила на белом свете, – Валентина Манжула

День Победы Валентина Михайловна встречала уже в освобождённом Харькове, в родном доме и – круглой сиротой. Мама Валентины Михайловны до Победы не дожила, тяготы оккупации подорвали её здоровье.

Все высыпали на улицу, это было ночью или вечером. Стреляли вверх, плакали, кричали, – Валентина Манжула

После войны Валентина Михайловна стала учителем русского языка и литературы, вышла замуж за кадрового военного Андрея Петровича Манжулу. Вместе они исколесили всю страну. Муж служил в разных гарнизонах от Камчатки до Западной Украины. В 1976 году семья оказалась в Загорске, где и осталась.

324 Екатерина Фурсова ТВР24
Фото @ Сергиев.ru