Сначала они играют «Одинокую гармонь» — это которая «что ж ты бродишь всю ночь одиноко, что ж ты девушкам спать не даёшь?», потом спрашивают у зала, кто был первым русским рокером и после крика в ответ «Мусоргский!» играют его «Картинки с выставки» то ли в дум-метал, то ли хип-хоп аранжировке, а следом по нарастающей переходят к «Металлике», до и после каждого номера получая неизменно мощную порцию аплодисментов.
Это только часть двухчасового субботнего концерта санкт-петербургского ансамбля «Квинтет четырёх», для которого Сергиев Посад стал предпоследним городом в их первом большом туре. В руках гостей балалайки, баян и домра, но «Квинтет» популярен не только в мире народной и академической музыки: коллектив приглашают в эфире федеральных радиостанций и телеканалов, они отлично звучат на фестивалях, и после каждого выступления вместо прощания слышат неизменное «приезжайте ещё».
Музыканты могли бы без труда раскачать самую большую концертную площадку в нашем городе, но и в том, что их приняла библиотека им. В. Розанова, было своё очарование: получилась атмосфера маленького клуба, где все сидят друг у друга на головах, и это только усиливает энергетику.
Четыре молодых музыканта с консерваторским образованием по-новому читают отечественное музыкальное наследие, скрещивают балалайку и джаз, вплетают электронный ритм в плясовую и гудящий фон синтезатора в протяжные композиции, откровенно дурачатся — и не скажешь, что их самый артистичный танцор параллельно занимает пост руководителя вполне себе серьёзного оркестра в том же Петербурге — а когда родная трёхструнная переходит на слабую долю, то временами слышится её карибский собрат. Всё это делается виртуозно, с большим чувством такта, и даже если временами музыка звучит просто и доступно, то перед нами именно та простота, что достигается годами непрерывных репетиций и подвластна только профессионалам.
Во всей их музыке прячется дружеское подмигивание: начиная от названия «Квинтет четырёх», в котором роль невидимого пятого участника квинтета отводится то ли зрителю, то ли автору композиций, заканчивая названиями групп Nirvana и Prodigy на афишах — и это не шутка.
О громких именах на афише и о собственном пути коллектива мы поговорили с Георгием НЕФЁДОВЫМ (балалайка) и Евгением ПЕТРОВЫМ (баян).
— Вот, условно говоря, две аудитории — одна считывает ваше консерваторское образование, вторая говорит «О! Металлика! Я её в десятом классе слушал». С кем вам проще установить контакт?
Евгений Петров: Контакт проще установить с аудиторией, которая знает эту культуру, но и те, кто с ней не знаком, по мере концерта начинают привыкать. Дело скорее в энергетике, а сами мы бы хотели воспитать такую публику, которая могла бы воспринимать и сложную музыку и простую, совмещать традиции и новаторство, всё это взвешивать и приходить на такие концерты.
— Упоминание популярной группы на афише, чью музыку вы исполняете, — насколько это привлекает дополнительное внимание? Это эксперимент?
Евгений Петров: Мы стараемся не думать об этом, просто играем любимую музыку. Что касается экспериментов, мы используем, помимо баяна, балалайки, бас-домры и балалайки-контрабаса, также сэмплеры, синтезаторы и этнические инструменты. Часто раскручиваем так называемый буллрорер — в переводе «бычий рёв», это лопасть, которая издаёт низкий звук. Сегодня не хватило места, но мы играли с ней «Танец феи Драже», это было полное шаманство. Одно время у нас были поющие тибетские чаши, раньше использовали саксофон и банджо — делали на них тему из «Симпсонов», с ней выступали на фестивале «Терем Кроссовер».
— Вы все учились в Санкт-Петербургской консерватории. Было ли вам когда-нибудь скучно на лекциях?
Георгий Нефёдов: Мне было скучно, и это связано с неопытностью. В юные годы казалось, что вещи, которые мы проходим в рамках академической программы, — это что-то не всегда актуальное, не всегда интересное. Сейчас по прошествии лет я понимаю, насколько это было бесценно — те знания, которые нам давали педагоги, желая зажечь в нас огонь. Эта школа стала чрезвычайно важной.
— Посоветуйте площадки в Санкт-Петербурге, какие залы в вашем городе вам нравятся с точки зрения акустики?
Георгий Нефёдов: В первую очередь Малый зал Филармонии и Зал Глазунова в Консерватории, но там ещё идёт ремонт и неизвестно, когда он закончится. Сцена Александринского театра — это место, где проходят разные экспериментальные концерты и спектакли. Из менее мэйнстримных — клуб «Космонавт».
Евгений Петров: И ещё концертный зал Мариинского театра, это серьёзная площадка с приятной акустикой.
Фото Павла КОНАКОВА
Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »