Я, пожалуй, не знаю другого промысла, который так быстро и динамично развивался, так приспосабливался во времени и менялся - Наталья Толстухина, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника
В филиале «Конный двор» Сергиево-Посадского музея-заповедника открылась выставка «В садах городецких» - экспозиция посвящена искусству мастеров городецкого промысла Нижегородской области.
Городецкие мастера были многогранны. Они работали в технике росписи на фарфоре и стекле; рисовали на бумаге; золотыми нитями расшивали церковные ткани, женскую одежду и платки; расписывали сундуки, короба, резали пряничные доски, делали деревянные и глиняные игрушки. Сюжетами, как правило, становились жанровые сцены: праздники, прогулки, охота.
На выставке главное место отведено росписи по дереву.
Это самый своеобразный, самый яркий городецкий промысел. У нас очень мощная коллекция: более полутора тысяч экспонатов - Наталья Толстухина, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника
Деревянную основу грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Еще одним излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы.
В народном понимании цветы ассоциировались с Раем, красивой, счастливой жизнью. Свой Рай крестьяне строили на вещах, вышивке, в росписи, резьбе - Наталья Толстухина, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника
Музей выставил около 200 произведений городецкого промысла из своих фондов и несколько работ из частной коллекции.
У нас есть уникальная часть, которую никогда не показывали – работы 30-х годов. Промысел тогда умирал и его потенциал заключался в том, что были очень талантливые мастера. Государство начинает помогать промыслу. Тогда организовывался Музей народных художественных ремесел, при котором были экспериментальные мастерские, и мастеров с мест приглашали в этот музей. Он находился в Москве, многие вещи создавались в Третьяковской галерее. Перед войной, в конце 1939 года, музей переехал в наш город, Загорск. Эти экспериментальные мастерские были в Лавре - Наталья Толстухина, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника
После объединения Сергиево-Посадского музея с Музеем народных художественных ремесел вся коллекция оказалась в фондах музея-заповедника.
Отношение к этим вещам менялось со временем. Иногда считали, что это ужасно, эти вещи пытались списывать, не показывали. Наступило время и эти росписи на бумаге приобрели вторую жизнь, они вызывают интерес и впервые представляются в экспозиции - Наталья Толстухина, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника
Открытие выставки посетил Павел Миленин - потомок одного из известных городецких мастеров Игнатия Лебедева. Его дети и внуки продолжают развитие ремесла.
Внук мой учится в Абрамцевском училище. Дочь закончила Семеновское училище. От корней пошло продолжение - Павел Миленин, потом Игнатия Лебедева, городецкого мастера
Очень интересно, красиво, жизнерадостно. Я очень люблю городецкую игрушку, у меня и дома они есть. От выставки осталась под впечатлением - Марина Полякова, посетительница выставки
Выставка «В садах городецких» будет доступна для посещения до 13 августа.
Автор: Дарья Леонова