Сергиев.ru
Культура

В Конном дворе открылась выставка «Царственный богомолец. Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь»

Выставка продлится недолго - до декабря этого года. В Конном дворе Сергиево-Посадского музея-заповедника открылась выставка посвященная самому противоречивому самодержцу Ивану IV.

Безусловно, личность грандиозная, противоречивая. В какой-то степени мы отразили это в названии выставки «Царственный богомолец». Богомолец, то есть смиренный человек, приходящий в монастырь просить о чем-то, каяться. И вдруг царственный. Иван Грозный сочетал в отношении к Троице-Сергиеву монастырю оба эти качества - Светлана Николаева, заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника 

Как царь он делал монастырю подарки и жаловал привилегии. История взаимоотношений Ивана Грозного и Троице-Сергиевой Лавры начались 4 сентября 1530 года, когда в монастыре  крестили – княжича Ивана.

Когда мы выставили мемориальные предметы из нашего собрания, связанные лично с царём Иваном, с его выдающимися современниками, мы увидели всю историю его жизни и царствования. Когда он был маленьким, молодым, зрелым. Когда государство было на подъеме. Когда он создал монастырь в Александровской слободе и покатился вместе со страной в пропасть - Сергей Шокарев, куратор выставки 

Вот так, через произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства, книги и другие артефакты XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и рассказывается история взаимоотношений царя и монастыря. И история России XVI века. Экпозиционеры применили некоторые хитрости при показе раритетов.

Некоторые элементы невозможно увидеть, если разместить предмет фронтально. Для того, чтобы это было возможным мы используем зеркало. В отражении вы можете видеть то, что никогда не увидите, если предмет просто положить. В основном нас посещают дети. Мы стараемся сделать так, чтобы им были понятны и доступны эти очень сложные произведения, эта культура. Мы хотим показать как создавались древние книги, древняя иконопись. Поэтому хочется показать не только отреставрированный, красивый фасад, но и оборот иконы. На всех древних русских иконах сзади шёлковая сорочка, поверх которой иногда встречаются надписи. Особенно ценная информация, когда пишут имя автора и имя царя, в правление которого этот предмет был сделан и вложен в Троице-Сергиев монастырь - Татьяна Токарева, куратор выставки 

Выставка продлится недолго по музейным меркам. До декабря. Это связано с тем, что предметы 16 века  требуют особых условий хранения и могут быть выставлены на обозрение лишь на краткий срок. Так что обязательно включите посещение Конного двора в свой календарь на этот год.

Фото @ Сергиев.ru