Сергиев.ru

В гости к Виктору Бокову

В гости к Виктору Бокову

…нас позвали директор Дома-музея поэта в Язвицах Татьяна Остапенко и экскурсовод Раиса Булатова. То, что мы именно в гостях, а не в музейных хранилищах, в этом приветливом доме с деревянными кружевами ощущаешь с порога. Так и ждёшь, что вот сейчас выйдет на голоса в прихожей хозяин дома и в приветствии широко раскинет руки — узнаваемый и самый характерный жест нашего знаменитого земляка. Таким его помнят односельчане: в свои приезды в Язвицы он на главной деревенской улице успевал обняться и расцеловаться со всеми знакомыми. Таким же — с широко распахнутыми объятиями — его помнят по поэтическим встречам на сцене. Всех он готов был вовлечь в свой радостный и певучий мир.

В доме Боковых ожидают ещё больше гостей, чем обычно. Музею нынешней осенью исполняется 10 лет. А в будущем году здесь отметят 100 лет со дня рождения народного поэта Виктора Бокова. Народного не по официальному статусу, а по невероятной популярности его творчества.

Музей создавали всем миром

В музее могут рассказать массу историй на эту тему. Одна из участниц поэтических встреч в Язвицах рассказывала, как в поезде заговорила с попутчиками о песне «Оренбургский пуховый платок». И не удержалась, похвалилась, что лично знакома с поэтом, который написал слова этой великой песни. Молодая попутчица на это недоверчиво возразила: дескать, какой ещё автор, эту народную песню ей бабушка в деревне пела.

С народной славой Виктора Фёдоровича хранители музея обращаются очень бережно. Когда десять лет назад энтузиасты во главе с краснозаводским краеведом Владимиром Самсоновым, при поддержке краеведческого отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника и районной власти, воссоздавали дом Боковых, то стремились соблюсти предельную точность, в том числе и в бытовых деталях. Знали, что первыми экспертами станут односельчане, которые часто бывали в этом доме.

Соседи признали в новостройке дом хлебосольной и весёлой семьи. Подтвердили, что именно такими были спальня, горница, рабочий закуток у русской печи, где хлопотала певунья и удивительная рассказчица Софья — мама и первая художественная наставница, по признанию самого поэта. Только одну «ошибочку» и нашли деревенские знатоки: не оказалось в доме-музее малого чуланчика — даже об этом помнят земляки.

Говорят, по всей деревне собирали сельский «антиквариат» — старую мебель и привычную утварь, среди которой росли дети Боковых. Обстановку помогала воссоздать руководитель краеведческого отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника Лидия Гирлина. И сегодня, обнаружив на чердаке старинную вещицу, жители Язвиц несут её в свой сельский музей. Так здесь появились большие сани, на которых «летали» когда-то по здешним крутым горкам.

Виктор Боков по своему первому литературному призванию — собиратель фольклорных раритетов страны. Из командировок привозил записи уникальных народных литературных шедевров. Уезжая куда-нибудь в Прибалтику или на финские рубежи, мог привезти как великую ценность домо-

тканый половичок, вышивку или глиняную игрушку. Песенное творчество находило продолжение в сборниках собирателя фольклора, а предметы крестьянского быта теперь в экспозиции музея.

Праздники при любой погоде

С 2006 года сельский музей опекает Богородское поселение. И по всему видно, что относятся к этому власти с душой. Рядом с домом-музеем деликатно построили деревянный корпус под офис в одном стиле с главной постройкой. Во дворе установлен объёмный пластиковый павильон со сценой, что позволяет проводить встречи и концерты при любой погоде. И собирать под одной крышей можно всех, кто желает принять участие в ежегодных поэтических вечерах, фольклорных праздниках, творческих конкурсах. Татьяна Остапенко говорит, что глава Богородского поселения Виктор Кузнецов всегда сам открывает фестивали в Язвицах. Не было случая, чтобы отменил участие в таких встречах из-за деловой занятости.

Главу поселения знают как человека начитанного и увлекающегося поэзией. Он интересуется находками биографов Виктора Бокова, потому что симпатизирует его светлому таланту. Власти поселения гордятся тем, что поддерживают музей всемирно знаменитого поэта. То, что это именно так, подтверждает ещё одна история из устных «запасников» экскурсовода Раисы Булатовой.

Как-то поздним вечером Виктору Бокову позвонил Андрей Вознесенский и попросил разрешения привезти к нему американских профессоров-лингвистов. Получив согласие, вскоре прибыл со своей делегацией в московскую квартиру поэта. Оказалось, что он уже несколько дней возил американцев к разным писателям, но гости не находили того русского языка, который слышали от канадских староверов. С Боковым искатели старины тут же нашли общий язык и подтвердили, что этот русский они и искали в современной России.

Но вряд ли американцы могли в полной мере оценить энциклопедические фольклорные собрания Виктора Бокова. Утверждают, что он знал больше тысячи частушек из разных регионов страны. Его сборник на эту тему сегодня библиотечный раритет. Почти в семидесятилетнем возрасте Боков однажды превзошёл студентов филфака в исполнении народных куплетов. А исполнял он частушки мастерски, от матери усвоил абсолютный слух на особенный песенный ритм. Специалисты говорили, что такой природный певческий дар, как у Софьи, встречается у одного человека на тысячу. К сожалению, записи маминых песен и рассказов в коллекции Бокова не сохранились.

Что это за Язвицы?!

В доме-музее накануне 10-лет-него юбилея подсчитали, что только с 2006 года здесь побывало без малого 15 тысяч посетителей. Едут в гости к Виктору Бокову народные хоровые коллективы, исполнители его песен, библиотекари, члены литературных студий, любознательные школьники. Есть московские поклонники песенного таланта Виктора Бокова, которые обычно доезжают до Краснозаводска, а потом пять километров до Язвиц идут пешком, распевая самые популярные песни на его стихи.

Всех в этом доме ждут удивительные открытия. Любители его песен узнают, как собиратель фольклора стал поэтом-песенником. Человек с сельскими корнями уловил чутким слухом, что деревня после войны «замолчала». Помогать приноравливать чужие стихи к народному ритму ему наскучило, и он стал писать песенные стихи сам. А в дальнейшем, бывало, напевал исполнителям собственные оригинальные мелодии.

Почитатели самобытной поэзии Виктора Бокова узнают, что путёвку в литературный институт молодому токарю Краснозаводского патроноснаряжательного завода дал Михаил Пришвин. Что впоследствии обладатель солнечного притягательного поэтического дара тесно дружил с мрачным как туча писателем Андреем Платоновым, а также с интеллектуалом и эстетом Борисом Пастернаком. И что Пастернак так восхищался народной палитрой Бокова, что просил Союз писателей снять публикацию своего сборника и напечатать книгу деревенского поэта.

А кого-то, возможно, заинтересует, что это за Язвицы, где родился такой уникум? И узнают, что в необыкновенной семье Фёдора и Софьи поэтами стали сыновья Виктор и Павел, что внуки сегодня известные художники и дизайнеры. И глава семейства Фёдор на пенсии сидел за краеведческими мемуарами. Эти карандашные рукописи нашли на чердаке старого дома музейщики и теперь с интересом изучают деревенский быт той поры. Обычная крестьянская семья воспитала целую творческую династию.

Теперь эту традицию продолжает Дом-музей поэта Виктора Бокова. Рассказывают, что в одном поэтическом празднике принял участие молодой резчик из Богородского, а на следующем фестивале он уже стал лауреатом как начинающий литератор. Можно сказать, получил творческое напутствие от знаменитого поэта. А пару лет назад на поэтических чтениях дебютировал первоклассник Илья из Сергиева Посада. Малыш так проникся стихами, что читал их, проливая слёзы. Чтецу присудили призовое место и наградили игрушкой. А юный поэт попросил обменять приз на сборник стихов Виктора Бокова. Конечно же, ему подарили сборник стихов. А через два года подросший участник поэтических чтений был признан победителем. В Язвицах уже могут вести счёт удачным литературным дебютам.

Вместе с Татьяной Остапенко и Раисой Булатовой вспоминаем, как открывали дом-музей поэта. Спрашиваю, как отнёсся к этому сам Виктор Фёдорович. Ведь в новейшей России только дважды открывали музеи при жизни самих героев — Виктора Бокова и Михаила Калашникова. Сотрудники музея говорят, что их земляку всегда претили пафос и снобизм. Он, бывало, специально приходил на писательские пленумы с опозданием и раздавал по рядам только что купленные на рынке огурцы и репу. Делал это, чтобы рассеять скуку от партийных докладов и вызвать естественные чувства.

Однажды встречал у себя на именинах в Переделкине премьера страны в ту пору Виктора Черномырдина. Так заранее запретил всем «подскакивать» и велел вести себя с высокими гостями на равных. За столом была тогда полнейшая демократия.

Как отнёсся поэт к открытию дома-музея в Язвицах? Совершенно в своём духе: был искренне рад тому, что отцовский дом будет сохранён. Он прожил в нём самые важные для себя годы и надеялся, что эти счастливые стены помогут и другим в творческих начинаниях. Так оно и вышло. Всё-таки необыкновенное это место — дом Бокова в Язвицах.

Светлана АНИКИЕНКО

Обратная связь