Необычный урок финансовой грамотности состоялся в сергиевопосадском клубе «Активное долголетие». Редкая бабушка не пытается научить внука или внучку не транжирить деньги. А тут всё наоборот — подросток на пальцах объяснял пенсионеркам, как не стать жертвой мошенничеств с банковскими картами. Такой сейчас у нас мир, интересный. Почему к мнению ребёнка имеет смысл прислушиваться умудрённым сединами людям?
БИОГРАФИЯ
Тимофей Мацнев, 13 лет. Проживает в Москве. Учится в школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей. Обучается финансовой грамотности во Дворце творчества детей и молодёжи «Истоки». Мама работает педагогом, папа — массажистом. Не отличник: прекрасно даются точные науки, русский и английский языки получается осваивать хуже. Увлекается шахматами. Любимое животное: собака-поводырь Фанта.
— Как ты вообще пришёл к инвестициям?
— Заинтересовался сам года три назад. Активно занимаюсь примерно полтора года. Начинал как самоучка. Затем мы с мамой решили найти какой-нибудь кружок финансовой грамотности. Сначала рассматривали варианты в Москве, но они были довольно дорогими, и туда было трудно добираться. Нашли в Сергиевом Посаде, во Дворце творчества «Истоки», куда можно было ездить по субботам без отрыва от учёбы.
— Родители и знакомые поддерживают твоё хобби?
— Сейчас — да. В 13 лет мне нельзя совершать сделки самостоятельно, только от лица мамы и папы. А первое время поддержки скорее не было. Если бы не муж маминой подруги, который занимался инвестициями успешно, думаю, родители сопротивлялись бы. Сейчас это для меня не просто увлечение, это часть жизни.
— Как удалось сформировать начальный капитал для инвестирования? У меня в твоём возрасте были деньги только на школьные обеды.
— В 8 лет у меня сильно испортилось зрение. Мне стали не нужны квадрокоптеры и красивые кроссовки. На дни рождения дарили деньги: я их переводил в валюту (рублю уже тогда не доверял). Также помогли губернаторские премии (их я получил четыре по 50 тысяч). Как только накопил 70 тысяч рублей, начал инвестировать.
— Какой у тебя портфель?
— У меня их два. В двух банках: «Тинькофф» и «Сбербанк» (в «Сбербанке» меньше). Всего около 550 тысяч рублей. За последний год в рублях заработал около 100 %. Но это благодаря «пузырю» на рынках — в кризис грамотный инвестор зарабатывает больше. 2020 год был кризисным. Обычно доходность может колебаться в пределах 12-24 %.
— То есть, ты доверил деньги банку, а после он сам решает, что делать с твоими средствами?
— Не совсем. Я положил деньги на брокерский счёт. А дальше возможны варианты: я могу отдать деньги в доверительное управление (но там высокая комиссия). Или выбираю сам, во что вкладываться. Предпочитаю надёжные компании, пусть и с не самой высокой доходностью.
— И во что вкладываешься?
— В «Сбербанке» у меня российские бумаги: несколько акций самого «Сбера», «Норникеля», Новолипецкого металлургического комбината, «Северстали», «Русгидро», «Интер РАО» и «Ленэнерго», который недавно переименовали. Больше всего мне принёс «Норникель». А на платформе «Тинькофф» — фирма Virgin Galactic, американская компания, занимающаяся космическими перевозками. Перспективный проект. Представьте себе, вы миллиардер и вам дорог каждый час. 200 тысяч долларов за сверхбыстрое путешествие для вас — не деньги.
— Ты сказал про «Норникель». Он недавно выплатил огромный штраф, 146 миллиардов. Помнишь, наверно, прошлогоднюю экологическую катастрофу. Как вести себя инвестору в таких случаях?
— Всё на самом деле было не так страшно, как рисовали в новостях. «Норникель», конечно, тогда просел — с 21 до 18 тысяч за акцию. Но на языке инвесторов это даже не падение, а коррекция. К примеру, в марте была действительно паника: он падал до 15 тысяч, но сейчас уже стоит 23 тысячи.
— В проекты Илона Маска вложиться не пробовал?
— К сожалению, для этого нужен 1 миллион долларов США. Меньше нельзя. Пока у меня таких денег нет. Virgin Galactic позволяет инвестировать меньшие суммы.
— То есть, на отечественном рынке не зацикливаешься.
— Да. Во время мартовских падений курсов ценных бумаг я активно покупал бумаги фонда американской недвижимости Simon Property — он занимается строительством торговых центров. Прибыль по этим сделкам составила 100 %, причём в долларах, а не в рублях.
— А к биткоину как относишься?
— Мне кажется, он давно перегрет. Его можно было брать в коридоре 10-20 тысяч долларов за единицу. Он слишком дорог для инвестирования. Покупать его по 40 тысяч долларов неумно. У него нет никакой реальной основы.
— Какие книги тебе помогают грамотно инвестировать?
— Первая книга, которую я прочитал по этой теме, это «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. Её негласно называют Библией инвестора. Есть и другие хорошие издания: «Советы богатого папы», «Самый богатый человек в Вавилоне». А ещё читаю инвестора Алексея Маркова: его работы ценны тем, что посвящены России, а не Америке. Взять того же Кийосаки — он покупал недвижимость в кредит и продавал её в кредит. У нас такое невозможно. Если у тебя есть ипотека, ты не сможешь её так просто перекупить и перепродать.
— Что посоветуешь людям, у которых есть миллион-другой рублей? Довериться инвестфондам или пользоваться консервативным депозитом?
— Сейчас у нас на рынках образовался финансовый «пузырь». Если вы не готовы видеть снижения показателей акций на 15-30 %, лучше ближайший год-другой отсидеться на депозите, золоте и долларе. Через пару лет можно будет заходить в более спокойных условиях на ближайшие 8-10 лет. Я подготовился к кризису 2020 года в 2019-м — купил безопасные активы. Можно открыть инвестиционный счёт, но вложиться, например, в облигации того же «Сбербанка». Они, конечно, не самые доходные. Но сам банк — как крепость. Если он падёт, рухнет вся экономика. За потерянные деньги можно будет уже не переживать.
Сергей Рунько
Фото Алёны Рунько
КОММЕНТАРИИ
Наталья МАЦНЕВА, мама Тимофея:
— Увлечения своего сына я не боюсь. Боюсь только, что он к нему охладеет. Есть у него такая особенность — сильно загореться чем-нибудь, добиться первых успехов, а потом начать заниматься чем-то другим. Хочется, чтобы он двигался в каком-то направлении усердно и до конца. Тем не менее, я думаю, что Тимофею будет неплохо освоить несколько специальностей: например, он хороший шахматист, и если закончит профильный вуз, сможет помогать детям осваивать эту игру в качестве своеобразного хобби.
Виктория МОКРУШИНА, педагог Дворца творчества «Истоки»:
— Я 10 лет работаю в школе и 12 лет в системе дополнительного образования. Самая большая проблема учителя — найти мотивированного ученика, которого не надо подгонять. Тимофей сам знает, что нужно участвовать в конкурсах. Его не надо подвигать и упрашивать. Тимофей находит силы и заявляется. Вчера, например, он был на финале Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности. В прошлом году он, будучи шестиклассником, стал победителем, обойдя детей, которые на 2-3 года старше.