Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района — одна из немногих в районе, у которых нет долгов перед ресурсоснабжающими предприятиями. Кто не помнит, районная администрация несколько лет назад учредила муниципальную УК как раз для того, чтобы показать частным фирмам, что коммунальное обслуживание может быть одновременно прибыльным и качественным, что можно работать в соответствии с Жилищным кодексом и обеспечивать жильцам полноценный коммунальный сервис. Районная УК отличается ещё и тем, что жители многоквартирных домов из разных кварталов Сергиева Посада сами просятся на обслуживание в муниципальную компанию.
Директор УК СПМР Андрей Жуков сообщил, что с этого года у компании на один дом больше — 39-м объектом на обслуживании стал девятиэтажный дом № 37 по Железнодорожной улице. Был он ведомственным, но жители предпочли передать своё общее имущество на обслуживание районной УК. А на днях мы сами наблюдали, как жители четырёхэтажного кирпичного дома совсем в другой части города назначали встречу Андрею Жукову, чтобы обсудить процедуру перехода в УК СПМР.
Список домов у компании подрастает. Спрашиваем у директора, какие соображения превалируют сегодня у жильцов при выборе компании. Руководитель на первое место ставит полную прозрачность во взаимоотношениях с жителями. Многим из нас, клиентам УК, покажется невероятным, но у каждого дома на обслуживании этой компании с самого начала свой лицевой счёт. Любой житель вправе прийти и поинтересоваться, какая сумма скопилась в этой коллективной кубышке из платежей на текущий ремонт и обслуживание дома. В настоящее время жители обслуживаемых УК СПМР домов платят за жилищно-коммунальные услуги меньше всех. Компания сумела разобраться в тонкостях жилищного законодательства и запретила расчётно-кассовому центру делать начисления на общедомовые нужды по горячей и холодной воде для жителей, не имеющих квартирных счётчиков.
С тех же пор ведётся журнал фотоотчёта о выполненных заявках. И это не формальность, а действенный самоконтроль для коллектива коммунальщиков и главный аргумент в разговоре с жильцами. В журнале обычно рядом два фото: вот как было до вмешательства мастеров и вот как заявка выполнена. Малейшие сомнения жильца — и коммунальную хронику открывают на нужной странице. Жители ценят команду, которая дорожит своей деловой репутацией и ручается за качество обслуживания.
Директор говорит, что каждому жильцу хочется видеть отдачу от своих коммунальных платежей. Кстати, разговаривая с жителями, которые намерены перейти на обслуживание УК СПМР, Андрей Жуков с неодобрением отмечает разбитые фундаментные отмостки. Неудивительно, что жильцы засобирались в другую УК. В домах районной компании такого просто не бывает. Те или иные работы регулярно производятся практически в каждом подопечном доме.
Компания — постоянный участник городской программы капитального ремонта. В прошлом году полностью заменили кровлю на трёх домах, ещё на четырёх провели частичный ремонт. В доме № 5 на Октябрьской привели в порядок сети в подвале, заменили трубы отопления в доме № 17 на улице Симоненкова. Как только завершится отопительный сезон, в доме № 25 на Симоненкова будут менять на современные пластиковые трубы водо- и теплоснабжения. Ни один из домов не обделён вниманием, и за все собранные средства на текущий ремонт УК готова отчитываться перед жильцами очно — на собраниях и заочно — на сайте в интернете.
Пожалуй, с ходу и не назовёшь другую компанию, которая, как УК СПМР, сама предлагала бы жильцам выбирать Советы домов и переходить на форму непосредственного управления своими домами. Интересуюсь у директора, как реагируют жители на это неожиданное предложение. Когда это было, чтобы коммунальщики сами звали жильцов в партнёры и контролёры? Андрей Геннадьевич, говорит, что первая реакция почти всегда недоверчивая: дескать, вы что же нас — в ТСЖ выгоняете?
Директор разъясняет, что в этом случае дому никакой нанятой администрации не требуется. Нужны только заинтересованные добровольцы в Совет дома, которые будут определять с жильцами, какой ремонт требуется дому в первую очередь. УК готова принять на себя функции обслуживающей фирмы. Больше того — дом может и сам взяться за решение коммунальных проблем, если сочтёт, что может справиться с задачей с меньшими издержками.
Разумеется, нам стало любопытно, как продвигается в УК СПМР этот эксперимент с коммунальным самоуправлением. Оказывается, жильцы 15 домов предложение сотрудничества с коммунальщиками приняли. Создали Советы домов, обсуждают с УК предстоящий ремонт. Некоторые инициативные жильцы даже делают попытки самостоятельно нанять подрядчиков. Только выясняется пока, что самые оптимальные расценки предлагает жителям своя УК.
Лёд недоверия, который накопился у жильцов за годы непродуманных коммунальных реформ в стране, моментально не растопишь, делится Андрей Жуков своими наблюдениями. Например, пока не удаётся убедить жителей перейти на оплату коммунальных услуг по факту затраченных энергоносителей. Не убеждает и то, что в зимний “дорогой” период при превышении социального порога можно оформить коммунальные жилищные субсидии. Не прошло и предложение оформить спецсчета для взносов жителей на предстоящий капремонт по государственной программе.
И всё же именно в районной муниципальной управляющей компании взошли первые массовые ростки коммунального самоуправления. А такой опыт дорогого стоит.
Светлана АНИКИЕНКО