Вот эти мешки с землей представляют историческую ценность. Их привезли этим летом из Сергиева Посада прямо от стен Лавры, где шли раскопки. Эта история заинтересовала наших коллег-журналистов телеканала «Санкт-Петербург».
Отделить зерно от земляных примесей — задача непростая. Но именно с этого начали свою работу лаборанты Всероссийского института генетических ресурсов имени Н.И. Вавилова в Санкт-Петербурге. Объем находки — более 2,5 тонн, среди уцелевших после пожара зерен — рожь, ячмень, овес, пшеница, просо, гречка и горох.
Вся эта история началась с задач обыденной жизни — замены городских сетей, которые большей частью располагаются у стен Троице-Сергиевой Лавры. Таково наследие проектирования советского времени. Депутат Госдумы Сергей Пахомов рассказал, что начиная это дело, понимали: будут находки, будут открытия.
«Мы договорились, учитывая, что люди, которые руководят археологическими работами в Российской академии наук, им Лавра и Сергиев Посад — не чужой город. Они прекрасно понимают его значимость для страны в целом, для православия, историю нашу мощнейшую. Они пошли нам навстречу и так родился этот процесс», — сказал Сергей Пахомов, депутат Государственной думы, член Генерального совета партии «Единая Россия».
Результаты не заставили себя долго ждать. Предметы быта, церковная утварь, землянки, расположенные на территории житного двора, где хранились нехитрые продукты, в том числе, и зерно: пшеница, просо, горох, ячмень. Монастырь делал большие запасы, умел хранить их, сохраняя качество. Ася Викторовна Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН, кандидат исторических наук, рассказывает, что в комьях земли обнаружено обгоревшее во время пожаров зерно. Это XVI век, времена осады Троице-Сергиевой Лавры.
«Первый раз нам удалось за все это время найти остатки сгоревшего зерна из разных слоев, из разных периодов существования Житного двора: 16, 17, 18 века. Видимо, случались пожары и зерно частично сгорело, а частично было выкинуто из амбаров. И вот эти прослойки сгоревшего зерна дают нам очень четкое документальное свидетельство, что здесь хранили», — говорит Ася Викторовна Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН, кандидат исторических наук.
О необычной находке сообщили коллегам-генетикам.
«Здесь очень интересно: здесь сгоревшее зерно, а иногда оно карбонизировано внутри. То есть это прямо то, как оно хранилось, видимо. Конечно, при таком объеме полученного нами в результате раскопок уникального материала, а это прекрасные ботанические коллекции, особенно сейчас, когда у нас импортозамещение и есть интерес к тому, как это произрастало очень велик, то естественно, мы обратились к нашим партнерам академическим. В Санкт-Петербурге есть один из крупнейших институтов, который занимается генетикой растений», — рассказывает Ася Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН, кандидат исторических наук.
Итак, специалисты Всероссийского института генетических ресурсов имени Н.И. Вавилова приступили к обработке древнего зерна. Сначала его промывают от ненужных примесей, затем сушат и только потом исследуют. Зерно обгоревшее и в этом некоторые сложности. На все исследования потребуется время. Процесс не быстрый, отмечают научные сотрудники. Отобранный материал с нетерпением ждут в лаборатории древней ДНК. Если позволят результаты исследований, ученые смогут создать злаки с теми же свойствами, что и пшеница из Житного двора Лавры.
«Если мы посмотрим на климатическую кривую на северо-западе нашей страны за последние два тысячелетия, то мы увидим, что как раз в средние века был период потепления. Затем последующее похолодание. Вот сейчас мы тоже живем в период потепления, все циклично. В находках средневековых на северо-западе обнаруживаем то, в чем должны быть следы адаптации к потеплению климата», — сказала Елена Хлёсткина, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.
И кто знает, может именно эти экземпляры средневекового зерна, полученные на раскопках у стен Троице-Сергиевой Лавры, станут точкой отсчета открытий в новейшей истории страны. Во всяком случае, уже сейчас ясно: уникальная находка является самым крупным скоплением зерна, которое когда-либо видели археологи в России.
Автор: Ирина Белякова при содействии телеканала «Санкт-Петербург».