Более тридцати лет Сергей Ильич Цапин проработал в милиции, из них большую часть времени командовал батальоном ППС. Сегодня он трудится в комплексе по переработке отходов «Север» мастером смены, и снова в его подчинении более ста человек. «К каждому нужен подход. Этому меня работа в милиции научила», — говорит Цапин.
Сил пока хватает
«Вы к Ильичу? — на КПП сахаровского мусоросортировочного комплекса спрашивает нас сотрудник охраны. — Сергея Ильича у нас все уважают, у него не забалуешь».
В сортировочном цехе сегодня душно — на улице жара за тридцать и ни единого порыва ветра. Работники выходят на технологический перерыв – кто покурить, кто попить, а кто-то облиться водой. Такие передышки в жаркую погоду делаются каждый час-полтора. Линия останавливается, слесари очищают оборудование от мусора, а другие сотрудники отдыхают. Вместе с ними из цеха выходит Сергей Ильич, крепкий мужчина с суровым лицом. Здоровается с нами и приглашает в административное здание — туда, где комфортнее будет пообщаться.
«На КПО устроился работать сам, никто не звал. Увидел объявление и решил попробовать, — начинает рассказ Цапин. — Я всю жизнь очень много работал, на пенсию ушёл из ОМОНа, а сидеть дома не могу — с ума схожу от безделья. Поэтому тут же устроился работать. Силы пока есть». Так и получилось, что вместо «пенсионерских» увлечений — у Ильича работа, вместо размеренного отдыха — занятия с любимыми внуками. Сергей Ильич признаётся, что, пока служил в милиции, времени ни на хобби, ни на своих детей не хватало.
Коллективная работа
Рабочая смена Сергея Цапина начинается в 8 утра с собрания сотрудников. Иногда Сергей Цапин называет пятиминутку по-милицейски — разводом. В смене трудятся более ста человек, возраст разный — от 20 до 60 лет. «Довожу до личного состава задачи на день, кто где работает. Новичков надо прикреплять к более опытным, чтобы обучались», — говорит мастер смены. К каждому сотруднику у Сергея Цапина свой подход. Если надо — мастер всегда поможет советом, а иногда и вовсе встанет рядом на ленту и подскажет, как выбирать нужные фракции. Цапин признаётся, что милиция научила его работать в коллективе, единственное, чего Сергей Ильич не терпит, — тунеядства. «Бывает, что человек стоит в носу ковыряется и не хочет ничего делать. В конце рабочего дня видны результаты его «труда». С такими мы расстаёмся. Он не только себя лентяем выставил, он весь коллектив подставил», — говорит Ильич.
Чего только не попадается
Несмотря на нелёгкие условия труда — на ногах и в мусорных ароматах — работа в сортировочном цеху довольно спокойная и даже монотонная. В каком-то смысле сотрудникам КПО повезло, что из ряда вон выходящий случай произошёл в дежурство Цапина. «Во время приёмки отходов из машины выкатилась противотанковая граната. Снаряд был учебный, но знаете, как говорится, раз в год и палка стреляет, — смеётся Сергей Ильич. — Мы оперативно отработали внештатную ситуацию: эвакуировали людей с производства, оцепили территорию, вызвали все необходимые службы».
Коллеги бывшего комбата говорят, что благодаря чётким действиям Цапина удалось избежать паники и неразберихи.
На линиях сортировки нет разделения на лучших по отбору пластика или лучших по стеклу. «Мы придерживаемся такого принципа, что сортировщик должен хорошо справляться со всем. Поэтому каждую смену люди меняются на местах — сортируют всё — и стекло, и белый пластик, и прозрачный пластик, канистры от бытовой химии, масла и так далее. У каждого есть подсказки», — говорит Цапин.
Возле каждого работника ленты находится тумба, куда он сбрасывает отсортированные фракции. Руководители — мастера смены, начальник смены, заместитель генерального директора по производству, начальник цеха — постоянно находятся на производстве, проходят по линиям, смотрят, как проходит сортировка. Если в тумбу скидывается что-то не то, Сергей Ильич сам поднимается на линию, помогает сотрудникам разобраться, перебирает вместе с работниками мусор. В конце смены все отсортированные фракции отправляются на весовую, где ведётся учёт выработки за смену.
Вот тут иногда и выявляются халтурщики. Есть некий средний показатель «полезных ископаемых». Из 450 тонн отходов порядка 30-35 тонн уходит на переработку. Если этот показатель ниже — сортировка не справляется. Сергей Ильич резюмирует: «Каждый наш сотрудник должен работать в коллективе, если у него не получается, весь труд людей — насмарку».
Дарья Трофимова
Фото Сергея Семенькова