Сергиев.ru
Культура

Тёплая керамика для практичных эстетов

Тёплая керамика для практичных эстетов

«Люди устали от штампованных вещей. А к нам приходят, берут в руки посуду и говорят: «Она тёплая». Потому что мастера расписывают её с любовью, с хорошим настроением, в правильной атмосфере. Мы только рады, чем больше будет авторской посуды, тем лучше. Это же культура подачи на стол, культура подарка», — считают в керамической мастерской «Барбарис». Керамисты из Сергиева Посада специализируются на изготовлении вполне практичных вещей — кружек, тарелок, ваз, которыми можно не только любоваться, но пользоваться в быту.

Капризное производство

«Мы с Ольгой подруги с детства, учились в одной школе, в одном классе, и так сложилось, что стали работать в одном социальном проекте, где одним из направлений была как раз керамика. Я по специальности — управленец, Оля — дизайнер, так и сложился наш творческий бизнес-тандем, которому вскоре суждено было перерасти в мастерскую», — рассказывает Анна Борисова, директор керамической мастерской «Барбарис».

В керамике масса направлений, Ольга с Анной остановили свой выбор на изготовлении посуды с подглазурной росписью. Это техника, при которой узор наносится на изделие после утильного обжига до нанесения глазури. Рисунок, сделанный таким способом, получается более прочным

Технологию производства пришлось осваивать с нуля, так как практических знаний по керамике ни у кого из партнёров мастерской не было. Оказалось, что производство это не только тонкое, но и капризное.

«В изготовлении керамики всегда много рисков, ставишь тарелочку в печь, а что там дальше произойдёт, неизвестно. Бывает, вынимаешь, а на ней трещина, до слёз обидно», — признаётся начальник производства мастерской Ольга Илюшина.

Процесс изготовления посуды очень трудоёмкий, но увлекательный. Вначале из шликера, кашеобразной глиняной массы, изготавливается форма — чашка или блюдце. Глина местная, все керамисты обычно закупают её на Гжельском заводе. После высыхания посуду отправляют в печь на первый обжиг при температуре 1100 градусов и получают так называемый черепок. Затем к делу приступают мастера, расписывают пигментами, после чего изделие окунается в глазурь и ставится на второй обжиг при температуре уже 1200 градусов.

В среднем весь процесс — от глины и изготовления формы до конечного результата — занимает порядка двух недель. Облепиха вдохновила О знаменитом фарфоровом заводе Попова, который существовал в Хотькове в XIX веке и был известен на всю Россию, сергиевопосадские керамисты, конечно, наслышаны. Однако в творчестве предпочли искать свой путь. В работах художники часто используют изображения цветов, растений, птиц, животных. На изделиях крупный рисунок и много воздуха, так посуда смотрится воздушнее и светлей.

«На самой первой нашей тарелке была нарисована облепиха. Была осень, и эти оранжевые ягоды нас вдохновили. Изделия с таким узором — наша фирменная роспись, они очень востребованы до сих пор. Большой популярностью пользуются тарелки с барбарисом», — рассказала Анна

В целом рисунок на посуде практически целиком зависит от умения и пристрастий мастера. На сегодня в художественной артели трудятся более десяти приходящих авторов. Интересно, что не все из них в прошлом художники, некоторые просто из любопытства взялись за кисть, и вдруг получилось. По мнению хозяев мастерской, к подбору кадров они относятся без формализма, диплом не пригодится, если нет таланта, усердия и желания. Так что шанс попробовать себя в роли мастера есть у всех, а если есть способности, то можно продолжить сотрудничество.

«Важно, что всеми нашими изделиями можно пользоваться: есть из тарелок, пить чай из кружек. В изготовлении посуды используется пищевая глазурь, которая безопасна при контакте с продуктами, её можно ставить в микроволновку и в посудомоечную машину на щадящий режим.

Всё проверено на себе, у меня дома вся посуда только нашего производства», — поясняет Анна.

Не миллиард, но заработать можно

Первоначально продукция мастерской продавалась только при храме Параскевы Пятницы на подоле у Лавры. Однако спустя три года горизонты бизнеса расширились до поставок в магазины Питера и Москвы. Средний возраст покупателей — от 25 до 45 лет. Интересно, что авторской посудой последнее время стали интересоваться не только женщины, но и мужчины.

В «Барбарисе» умеют делать не только посуду. Например, недавно сделанную здесь статуэтку Рождественского вертепа купили для подарка в Ватикан монсеньору Жервесу, руководителю культурной организации Tota Pulchra

Среди покупателей «Барбариса» они составляют сегодня примерно 20 %. «Недавно к нам обратился мужчина, заказал кружку с васильками. Оказалось, у него дочку зовут Василиса, и он хотел сделать ей подарок», — рассказала Анна.

По её словам, заработать на творчестве можно, но, конечно, не миллиарды, на это в России способны только отдельные авторы. Изначально в стоимость продукции заложена оплата мастера, которая у всех разная, согласно сложности росписи. Главное преимущество — в команде, как в любой мануфактуре, каждый отвечает за свой этап: одни рисуют, другие обжигают, третьи рекламируют и продают. Самому художнику заниматься сразу всем нереально.

В завершение мы поинтересовались, знают ли они своих конкурентов? Выяснилось, что, несмотря на наличие в Сергиевом Посаде нескольких керамических мастерских, прямых соперников у «Барбариса» нет. Все применяют разные технологии, поэтому и изделия получаются совсем непохожие.

«Если вы поставите рядом нашу посуду и их чайную пару, подумаете, что сделано из разного материала. Кроме того, не каждый открывает шоурум и устраивает мастер-классы», — рассуждает Анна.

Перспективу развития керамисты видят, прежде всего, в расширении производства, а также планируют осваивать новые технологические процессы, усложнять формы и росписи.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Фото Анны ЛУЦАЙ

Фото @ Сергиев.ru