Каждый год родители и чиновники от образования озабочены одной и той же проблемой: как разгрузить детей от ежедневной необходимости таскать на спине несколько кило учебной литературы. Не проще ли это всё заменить трёхсотграммовым планшетом, куда будут закачаны все книги сразу, включая художественную литературу? Последний опрос, инициированный подмосковным Минобром, показал, что 72 % из 13 тысяч опрошенных родителей не готовы переходить на «полностью цифровой» учебный процесс. Редакция газеты «Вперёд» выслушала аргументы «за» и «против» от местных родителей.
Елена Гончарова, мать школьницы:
— Безусловно, я только за бумажные учебники, сколько бы они ни весили. Потому что учиться с электронных носителей очень нехорошо для головного мозга. А в начальной и средней школе он только развивается. Вообще, цифровизация образования ведёт к отупению. В итоге мы получим поколение, которое будет на 30-40 % тупее, чем мы. Только бумажные учебники! Только оффлайн-школа, никакой удалёнки.
Анна Назарова, мать двоих детей:
— Я бы предпочла для своих детей бумажные учебники. В прошлом году, когда была пандемия и мы учились дистанционно, это была другая форма цифровизации, но всё равно, результаты её налицо. Дети деградировали достаточно сильно. Часть материала, пройденного на дистанционке, была потеряна, как будто его и не преподавали вовсе. Мы учились по бумажным учебникам, и неплохо учились.
Мария Талаева, мать школьницы:
— Я однозначно голосую за планшет. Каждое утро, провожая в школу, вижу полусгорбленных бедолаг со сменкой, спортивной формой и скарбом. Пусть делают в школе ящики [для учебников] или нужен планшет. Может быть, это недешёвое удовольствие. Но я готова отдать эти деньги, чтобы ребёнку было физически легче ходить в школу.
Наталия Мироненко, мать двоих сыновей:
— Я бы предпочла разгрузить. У многих детей нашего поколения было искривление позвоночника, потому что рюкзак мы носили на одном плече. Я бы выбрала планшет, но при одном условии, если бы была уверена в том, что он не повлияет на зрение детей, потому что прогресс не стоит на месте. Считаю, что книги тоже важны, но ими пользоваться можно и дома. А чтобы не таскать их с собой, использовать гаджеты.
Юлия Койнова, мать двоих детей, учитель начальных классов:
— Для начальной школы, однозначно уместнее бумажные учебники. А вот для старшей, я думаю, нужна золотая середина. Учебники по точным наукам должны быть бумажные. А вот, например, по истории лучше использовать планшет. Но не стоит забывать, что на дворе всё-таки XXI век, и детям знания с планшета могут заходить и лучше.
Мнение редакции
У перехода на планшеты с бумажных книг, как и у всякой гипотетической новации, есть свои плюсы и минусы. Одно из явных преимуществ, которое даёт цифровизация – возможность контролировать учебный процесс даже дистанционно. Современные версии гаджетов позволяют доподлинно определить, открывал ребёнок материал, просто пролистал его или не брался за ту или иную тему вовсе.
Бумажная книга, по утверждениям психологов, сильнее приковывает внимание подростка, но… эмпирический материал пока изучен не настолько хорошо, чтобы утверждать, что поколения, рождённые в 2010-е и воспитанные на гаджетах с рождения, не способны усваивать информацию, полученную из цифровых источников, так же успешно, как из аналоговых.
Да и экологические тренды, в конце концов, тоже возьмут своё. Рубить деревья ради книг общество новейшего времени посчитает непозволительной роскошью и варварством. Продолжение дискуссии на эту тему неминуемо, а её исход непредсказуем.
Сергей РУНЬКО