Сергиев.ru
Религия

«Троицы чистое жилище»: Лавра чествует святителя Воронежского Тихона

«Троицы чистое жилище»: Лавра чествует святителя Воронежского Тихона

26 августа Православная Церковь молитвенно воспоминает преставление (1783) и второе обре́тение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. В Троице-Сергиевой Лавре были совершены праздничные великая вечерня, полиелейная утреня и две Божественные литургии.

Святитель Воронежский Тихон (Соколовский, при рождении – Кириллов [1], 1724–1783 гг.) относится к сонму тех русских святых, которые не только просияли на церковном небосводе христианским подвигом личной жизни, но и оставили после себя многочисленные письменные труды вероучительного и духовно-нравственного содержания.

Уроженец села Корок Нижегородской губернии, будущий епископ родился в семье бедного дьячка Савелия Кириллова. Постоянные нужда и недостаток, сопутствовавшие угоднику Божиему с первых дней его жизни, впоследствии уступили место добровольным подвигам воздержания во спасение бессмертной души. С принятием высокого епископского сана святитель не уменьшил, а напротив – только усилил свою ревность по Бозе, которая побуждала его чаще обращаться к людям с проповедью Христовой.

Уйдя на покой, святитель Тихон поселился сначала в Толшевском Спасо-Преображенском, а затем – в Задонском монастыре Воронежской епархии. Именно в этот период его жизни совершаемые им подвиги непрестанной молитвы, богомыслия и воздержания сопровождались написанием многочисленных вероучительных и аскетических сочинений. Книги, вышедшие из-под пера святителя, раскрывают перед читателем глубины духовной жизни человека, помогают ему встать на правильный путь познания Бога, получить ответы на многие вопросы, неизбежно возникающие на этом пути.

Осознавая то, как важно для человека иметь живое отношение к Богу, святитель Тихон предлагает потрудиться над стяжанием этой добродетели. Для этого «думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель, – советует архипастырь своему благочестивому читателю. – Хотя и всех Он есть Бог, и хотя всем равно повелевает уклоняться от зла и творить благое, но принимай как бы повеление то тебя одного касалось. Тогда с помощию Его породится в тебе новое движение и новый дух: и чем чаще в этом размышлении и поучении будешь поучаться, тем день от дня большее усердие к богопочитанию и благочестию внутри себя почувствуешь».

Святитель учит, что особое внимание христианину следует обращать на состояние своего сердца, поскольку оно «у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном; когда же обращается к вечному и углубляется в нем, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений, о временном и вечном, – двоякой любви, к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно обладает им одно из двух: или временное, или вечное».

Познав всю тяжесть духовной брани на собственном опыте, мудрый архипастырь предостерегает христианина от отчаяния в своем спасении. «Помни, – с любовью назидает он, – что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше». 

__________

[1] Фамилия Соколовский была дана будущему святителю во время его учебы в Новгородской духовной семинарии. Практика присвоения новых фамилий учащимся духовных школ была характерна для России царской эпохи.  

Справка.

Полиелейную утреню в Успенском соборе Лавры возглавил игумен Анфим (Черный).

На богослужении пел братский хор, разделенный на два клироса: левый – под управлением игумена Силуана (Баранова), правый – под управлением игумена Антония (Зинина).

Фото @ Сергиев.ru