Сергиев.ru

Тишина и мёд

Тишина и мёд

Пушкин и Лермонтов, Золотухин и Высоцкий, телеканал NBC и бывший мэр Москвы Юрий Лужков — все они, по рассказам местных жителей, бывали в маленькой деревне Аким ­- Анна, где одна улица и десять домов. Находится она между сёлами Константиново и Шеметово. Местная жительница бабушка Зоя рассказала газете « Вперёд » о том, какой она помнит деревню больше полувека назад, москвич- ­ дачник уверяет, что запечатлел на фотографии деревенских призраков, а известный в Подмосковье пчеловод показал свою пасеку и угостил вкуснейшим мёдом.

«Так всю жизнь и проходила туда- ­сюда»

— Ну, вот хоть с кем­-то поговорить, а то всё одна да одна. Зимой так вообще, хоть бы мимо окна кто прошёл, — снимая рабочие перчатки и тихонько шагая к нам из огорода, говорит жительница первого по счёту в деревне дома — Зоя Егоровна.

Родилась Зоя Егоровна в деревне Базыкино, в трёх километрах от Аким-­Анны. Сюда попала ещё девчонкой — замуж вышла. Жених приезжал, как тогда и полагалось, сватать любимую вместе с родителями, свадьбу играли в доме мужа. До сих пор в этом доме Зоя Егоровна и живёт:

— Мне кажется, что ему уж лет сто. Мы занимаемся им, ухаживаем, поэтому выглядит ещё ничего.

По соседству из зарослей на нас смотрит заброшенный и уже покосившийся на одну сторону деревянный дом.

— Это база охотников была. Но что­-то давно их не видать. Совсем перестали ездить. А ещё раньше в этом доме была начальная школа, я сюда ходила из Базыкино. Потом училась и работала на радиоузле в Константинове, это полчаса ходьбы при хорошей дороге в одну сторону. Вот сейчас дороги чистят зимой, а раньше тропочку находим и вперёд по ней туда­-сюда, так всю жизнь и проходила, — вспоминает Зоя Егоровна.

Рассказывает бабушка, что раньше в деревне и пруд был, рыбу приезжали ловить, а сейчас он пересох. У неё самой и козы были, и куры, но ухаживать стало тяжело, из хозяйства одни кошки остались:

— Вон у пчеловода нашего корова была… ходила она, ходила сама по себе, а потом и прибрал её кто­-то.

Храм

Главная и, пожалуй, единственная, достопримечательность деревни — старинный храм, имеющий два престола: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (главный) и святых праведных Иоакима и Анны. История этого места такова: в 1756 году стоявшая здесь старая церковь сгорела от удара молнии, на деньги прихожан тогда отстроили новую, опять деревянную, а в 1833-­м вместо неё возвели каменную. Здание неплохо сохранилось и, несмотря на незавершённую реставрацию, привлекает заезжих фотографов:

— Всё никак не отреставрируют. В прошлом году настоятель приезжал, трапезы проводил и службы. А нынче что-­то совсем запустили. Я когда в конце 50-­х сюда приехала, она уже не работала, — сидя на лавочке, рассказывает Зоя Егоровна.

Мы позвонили настоятелю храма отцу Александру Колесникову. Он сказал, что, действительно, реставрационные работы пока идут не так активно. Этим летом в основном они ведутся внутри храма. Молебны совершают почти каждую субботу и в дни памяти праведных Иоакима и Анны: 22 сентября, 7 августа — успение Праведной Анны, 22 декабря — зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы. Всех, кто хочет присоединиться к молебну, приглашают в храм.

«Врач шла до нас пешком»

— Места тут святые, Лавра рядом, — рассказывает дачник Леонид, он вместе с семьёй приезжает сюда из Москвы весной, а уезжает уже по осени. — В деревне всё хорошо: и вода есть, а природа какая! Живности сколько: бобры, лисы, цапли или журавли, я их не различаю, ласка лазает, но вот дорога... Как­-то весной у меня почки прихватило, вызвали скорую, а она доехала до ближайшего СНТ и застряла. Врач пешком дошла до нас, сказала, что не может человека в беде бросить. А ведь сюда и паломники могли бы ездить, и туристы. Но разве ж пройдёшь по такой дороге!

Со своей проблемой акиманновцы обращались в местную администрацию. Газете «Вперёд» глава Шеметовского поселения Татьяна Бурынина сказала, что о проблеме знает, но дорога — в муниципальной собственности Сергиево­-Посадского района.

Артур Багдасаров, заместитель главы администрации по благо­устройству, проблему обещал взять «на карандаш» и при нас дал задание дорожникам проанализировать ситуацию и сформулировать предложения.

Призраки на фото

У Леонида есть и другая история из местной жизни:

— Как­-то вечером мы с семьёй решили пофотографироваться. Я долго хранил снимки в телефоне, а потом удалил. На них чётко были видны силуэты людей. Мне кажется, что это души умерших. Но они мирные и никого не трогают, ничего плохого не делают. Возле церкви старинное кладбище раньше было, некоторые памятники и сегодня видно. Одно время какие-­то люди приезжали и всё раскопки делали — могилы вскрывали. От этого всем не по себе было, да и не по­христиански это.

— Возьмите трубку. С вами наш фермер поговорить хочет, — присоединяется к беседе Юрий Иванович — отец Леонида.

— Вы ко мне приехали? А, про деревню нашу пишите, я скоро приеду домой, заходите в гости, — пригласил известный пчеловод Подмосковья Александр Захожий.

Медовая усадьба

Рядом с аккуратным домом среди трёх тысяч деревьев, которые тридцать лет назад высадил Александр Яковлевич с супругой, в разноцветном вагоне живут пчёлы. Устроены «общежития» для пчёл, по словам фермера, непросто: зимой насекомые не мёрзнут, а летом не перегреваются. Его изобретением интересовался даже Юрий Лужков — бывший мэр столицы и пчеловод.

— У меня была такая болезнь — очень я люблю мёд, и мы с женой решили завести свою пасеку, — рассказывает Александр Яковлевич. — Объехали всё Подмосковье, а приехав в деревню Сахарово, увидели Аким­-Анну, как на ладони. Так и решили, что жить будем здесь.

В 1990­-х годах Александр Захожий был первым в России фермером, зарегистрировавшим крестьянское хозяйство. Поток журналистов в его владения не иссякал: приезжали не только из местных СМИ, но и федеральных, даже съёмочная группа американского телеканала NBC готовила сюжет про пчеловода. Александр Яковлевич рассказывал, что трансляцию вели прямую сразу на весь мир. Фермеров тогда в районе было около 260, но для журналистов интересен был сам пчеловод: бывший инженер­-электронщик, заслуженный фермер России, окончил Академию пчеловодства по специальности «Учёный­-пчеловод».

Раньше пчёл было больше, теперь их количество сократилось, да и объёмы производимого в Аким­-Анне мёда упали с полутора тонн до пятисот килограммов.

— Вы знаете, что с 2006 года происходит коллапс в пчелиных семьях? Они улетают из ульев в неизвестном направлении и пропадают. Я много раз поднимал эту тему среди фермеров, президенту писал. Но популяции продолжают снижаться, уже 60 % утрачено, и это не только у нас, в России, а во всём мире происходит.

По мнению учёных, гибнут пчёлы из-­за плохой экологии, использования ядохимикатов. Да и мобильные устройства, повсеместный интернет своими электромагнитными полями «сбивают» пчёл. Эти насекомые, по словам, Александра Яковлевича, ориентируются по звёздам и солнцу, а все эти излучения и невидимые сети мешают им.

— Давайте я вас чаем с мёдом угощу?

На веранде с видом на небольшой лес уже всё готово к чаепитию: два вида мёда и ароматный чай. На краю стола лежит хороший фотоаппарат.

— Люблю фотографировать для себя, а ещё каждый год снимаю фильм для нашего округа про агропромышленный комплекс. В этом году выйдет одиннадцатый. Его показывают на Дне работника сельского хозяйства, который проходит в октябре в сельском доме культуры «Юность» в Березняках.

Внук Александра Яковлевича играет с маленькими котятами, которые недавно принесла их кошка. Говорит, что скоро все разъедутся по новым хозяевам, но одного мальчик уговорил родителей и дедушку оставить себе. Допив чай с ароматным мёдом, мы с фотографом решаем обязательно вернуться сюда, но уже для личных целей — купить медовый запас на зиму.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова

Фото @ Сергиев.ru