Дмитрий Палагин, учитель русского языка и литературы школы № 14, способен на неожиданные поступки. Одним из них стало его увлечение TikTok: для своих учеников и всех подключённых к интернету землян он снимает и выкладывает в Сеть короткие ролики продолжительностью по 30-40 секунд. В основном образовательные, но есть и из жизни школы и её учеников, и из своей собственной тоже. Ученики довольны, его канал смотрят люди со всей страны. Однако некоторые родители, как оказалось, видят в этом один лишь выпендрёж, а совсем не современный способ достучаться до подростков с непонятными им Базаровыми, Чацкими и Обломовыми. В чём Дмитрий Юрьевич с грустью убедился недавно и даже снял поясняющий ролик. В День учителя мы поговорили с ним об этом.
— Расскажите предысторию вопроса. Вы выяснили, что часть родителей недовольна вашей активностью в TikTok?
— Да. На днях меня пригласила к себе директор школы и рассказала, что в одном из родительских чатов высказывались претензии в адрес некоторых учителей. Мне досталось за то, что я якобы в школе занят только тем, что снимаю TikTok. Конечно, этого нет, такое невозможно. Ролик ведь длится меньше минуты, и если я и снимаю, он всегда в контексте урока. В каком-то смысле часть образовательного процесса. Я объяснил это Ирине Васильевне. Думаю, она отнеслась с пониманием.
— Как вообще у вас появилось это увлечение?
— Более или менее случайно. ТikTok я завёл в прошлом году, когда заболел коронавирусом. Два дня температура была, потом целый месяц я уже чувствовал себя нормально, но тесты положительные, в школу идти нельзя. И я стал снимать для 10-11 классов ролики, чтобы они не отставали от программы. А потом подумал — почему бы не ужать этот десятиминутный ролик до минуты? Понравилось. Оказалось, что это востребовано. Когда мой канал стал набирать популярность (сейчас на Дмитрия Палагина подписаны более 40 тысяч человек. — Ред.), мне предложили поучаствовать в программе «TikTok образование». Она рассчитана на русскоязычный сегмент ресурса, у нас есть свой закрытый чат, где нам дают рекомендации по технической части, продвижению, хештегам и прочему. Это программа самого «Тик Тока», они поддерживают нас.
— Как к этому относятся дети, ваши ученики?
— Нормально относятся. У меня есть штук 15 записей с уроков или с перемен. Например, интересный вопрос задали, как-то нестандартно отреагировали, смешной или необычный момент — я, продолжая с ними разговаривать, продолжая урок, беру телефон и говорю: я это запишу. Если я цитирую чьё-то сочинение, я никогда не указываю автора. Десятиклассники мне недавно и вовсе предлагали: Дмитрий Юрьевич, давайте организуем трансляцию ваших уроков в YouTube, мы сами всё сделать можем, в топ выйдем… Им интересно.
— Как реагируют пользователи? К вам поступают отзывы, вы что-то отвечаете. О чём пишут?
— Отзывов много. От родителей, от выпускников. У меня же значительная часть роликов — комментарии к произведениям. Кто-то пишет, например: в прошлом году наш 11 класс постоянно вас смотрел, консультации получал, идеи хорошие. Интересуются всем: сколько я работаю, какие у меня классы, какая у меня нагрузка. Просят объяснить какую-то тему или посоветовать, что почитать, например, о природе. Спрашивают, не отвлекает ли это от уроков. Охват — вся Россия, подписчики со всей страны. Раз двадцать приглашали преподавать в другие города, приезжайте к нам работать, например, в Ростов-на-Дону — у нас море, говорят, тепло… Одна девочка из Хабаровска попросила позаниматься с ней дополнительно, и в прошлом году ЕГЭ по литературе сдала на 96 баллов. Очень неплохо, я порадовался. В общем, людям интересно, а мне есть что сказать. Хейтеров, к сожалению, у меня нет — а я бы не прочь и поспорить.
— У вас есть свой план по съёмкам или же делаете по наитию?
— Вначале было по наитию, а сейчас, конечно, стараюсь какого-то плана придерживаться. Если я выкладываю обзор, то ориентируюсь на школьную программу, что проходят пятые, шестые, седьмые, одиннадцатые классы… Сейчас у меня пойдёт блок роликов — рекомендации к итоговому сочинению, которое будет в декабре, по маленьким произведениям, которые можно почитать и использовать. — Кто-то из ваших коллег делает то же самое? — Моя дочка, она учитель изо. У неё почти 100 тысяч подписчиков и 3 миллиона просмотров. Показывает, как на доске рисует. Других, к сожалению, не знаю.
— Скажите честно, вам нравится?
— Да, мне интересно, что скрывать. И людям тоже. В январе, например, был случай — пока ехал на машине от работы до дома, набрал 100 тысяч просмотров. Будем продолжать.
Беседовал Александр ГИРЛИН