Сергиев.ru

Технология воспитания хозяйки

Технология воспитания хозяйки

Проблема превращения симпатичных девочек в ленивых и нерадивых женщин, непригодных к семейной жизни, актуальна как никогда. Лет 20 назад, с наступлением эпохи ширпотреба, в России перестало быть модным делать руками хоть что-нибудь: шить, готовить, стирать, выращивать растения и животных. Практически любые товары стали доступны в магазинах. Примерно тогда же неумолимо покатился вниз рейтинг уроков технологии: современные родители ставят их по уровню бесполезности на второе место после ОБЖ. Хотя недавний опрос «Левада-центра» среди мужчин старше 30 лет показал, что хозяйственность в спутницах жизни они ценят больше, чем красоту и даже верность!

Школа счастливых отцов

В хотьковской школе № 5 уроки труда для девочек уцелели практически в первозданном виде. Если у мамы шестиклассницы горит яичница на плите, папе не придётся рвать волосы у себя на голове и затариваться дошираками на всю семью. Дочка справится с кухней сама благодаря Людмиле Викторовне Чертковой, которая прививает искреннюю любовь к своей дисциплине.

Силу этой любви определить очень просто на глаз, вспомнив школьные годы. Если урок нравится и класс уважает учителя — во время звонка на перемену дети никуда не срываются, а остаются на местах. Продолжают шить, кроить, резать, если не нужно бежать куда-нибудь на математику в другой конец школы. В случае с 6 «В» никто никуда не спешит — значит, технологию там любят.

Два цезаря и греческий в капусте

Чистые фартуки, косынки, перчатки и маски… хорошая рабочая суета вокруг четырёх столов, где бойко создаются четыре кулинарных шедевра по четырём рецептам, не распечатанным на компьютере, а переписанным красиво от руки разноцветными фломастерами — два цезаря, один греческий и один оливье в весьма необычном оформлении. Все шестнадцать девчонок (и несколько мальчишек, по косынкам и маскам не поймёшь) при деле — ни одного отрезанного ломтя. Одна руководит, другая быстро шинкует варёную морковь или колбасу, третья бежит за майонезом, четвёртая за советом к учителю.

Через пятнадцать минут кучка продуктов превращается в четыре симпатичные корзиночки, хлебных или капустных домика и четыре порции любимого новогоднего салата в ресторанном стиле, не горкой.

Невольно задумываешься, глядя на них, и почему со всего институтского потока, где учился автор статьи 15 лет назад, готовить умели две-три однокурсницы?

Видимо, в каких-то школах, в отличие от хотьковской пятой, решили, что технология девчонкам в жизни не пригодится. А здесь их учат не только основным блюдам, вплоть до тортов, но и закатывать банки! Не в каждой школе есть Людмила Викторовна, увы.

Домоводство плюс информатика

Время не стоит на месте, и веяния 2000-х взяли своё. Уроки технологии трансформировались в дисциплину из нескольких модулей, на которой по два часа в неделю уделяют внимание домоводству, кулинарии (всего 10-15 часов) и кройке и шитью (где-то 5-6 часов). Появились свежие разделы — подростки изучают бытовую технику, её устройство, а также куда можно и нельзя совать пальцы и другие части тела. Осталась технология сельского хозяйства, но животноводству учат теоретически (никто не разрешит школе держать свой свинарник или коровник). Растениеводству уделяется чуть больше внимания, но с ограничениями. Привлекать школьников закон позволяет далеко не ко всем работам. Будет у ребят и проектная деятельность, которая научит работать в команде. И технология на компьютере — смежная дисциплина с информатикой, где из школьников попробуют сделать сисадминов.

Если трудовик бессилен

Научить девочку домоводству в его классическом смысле в Сергиевом Посаде негде — так чтобы одновременно шить, вязать, готовить и убираться. Можно либо одному, либо другому.

Шить и вязать научат в студии рукоделия «Натали», в доме № 4 в Пожарном переулке, за 250 рублей занятие.

Швейная студия «Гардероб» готова обучать девочек от 5 лет за 5000 рублей (стоимость за 3 месяца занятий).

Занятие в Центре детского творчества «Кругозор» обойдётся родителям в 220 рублей.

С кулинарным искусством несколько сложнее: кафе и рестораны нет-нет да и проведут семейные мастер-классы рублей за 500-800 занятие + стоимость продуктов, но от систематической работы с детьми общепит по разным причинам отказывается.

Сергей Рунько

Фото Алёны Рунько

Людмила ЧЕРТКОВА, учитель технологии с 23-летним стажем:

— Программа технологии за годы моей работы претерпела существенные изменения. Раньше мы занимались больше швейным делом и творчеством. Теперь у нас больше проектов, работы в группах, профориентации, экологических часов. Дети нынешнего поколения, конечно, умеют намного меньше, чем дети 90-х. Если с ними мы делали выкройки, то сейчас выполняются задания попроще. Если бы я сама разрабатывала курс технологии, больше внимания уделяла бы творческому мышлению — работе с разными материалами: ватой, фольгой, тканями. Но гораздо сложнее, чем кулинарии, научить чистоплотности — этому мы уделяем особое внимание. Мало просто приготовить вкусное блюдо. Нужно сделать это так, чтобы после себя не оставить беспорядка. За этим я внимательно слежу.

 

Таня ДЯДЬКОВА, ученица 6 «В»:

— На уроках труда я научилась готовить салаты на обед, помогаю родителям дома помыть посуду и убрать со стола. Иногда дома готовлю шоколадные кексы. На технологии мы учимся правильно и безопасно резать и работать с электроприборами. Что касается шитья, могу сшить разными техниками цветочек и какой-нибудь узор.

 

 

Анжелика МАТЕВОСОВА, ученица 6 «В»:

— Мы делаем много чего — не только блюда, декоративные открытки, поделки, салфетки. Я очень люблю готовить, не только салаты и кексы, помогаю маме делать супы.

 

 

Ростислав ДОРОЖКИН, папа пятилетней Даши:

— Я считаю, что заставлять ребёнка учиться чему-то против его воли — это плохо и контрпродуктивно. Ребёнок сам должен захотеть, тогда от этого будет прок. Если говорить про мои желания, конечно, я хочу, чтобы моя дочь умела готовить и могла бы пришить пуговицу. Отдавать ради этого в кружок смысла нет, мать должна сама научить этому. Кружок должен быть другим — танцы, рисование, музыка и тому подобное. Это должно быть развитие творческих способностей и ума. Житейским вещам лучше обучать в бытовых условиях.

Фото @ Сергиев.ru