Сергиев.ru
Общество

Театр — зеркало жизни

Международный театральный фестиваль «У Троицы» в этом году представил 16 спектаклей. Среди постановок пьесы, которые ставили не раз, и те, что не часто видели даже театральные критики.

«Сейчас на фестиваль «У Троицы» приехал Челябинский «Новый художественный театр». Он привез пьесу Леонида Леонова, которую я в жизни не видела. Более того, до принятия решения поставить именно это произведение, художественный руководитель и режиссер этого театра Евгений Гельфонд поставил там же «Метель» того же Леонида Леонова. Это очень редкие репертуарные названия», — говорит Марина Тимашева, член жюри фестиваля, театровед, театральный критик.

«Я просто решил сделать несколько работ по ранним произведениям. Потому что ставить же надо не пьесу, ставить надо автора. Мне кажется, там наиболее полно раскрыта такая тема Леонова, как обретение человеком Бога, христианства. В нас всегда борется языческое и христианское. Мы всегда у Бога просим, а это языческие моменты — просить. И как вот этот нюанс преодолевается: через осознание, через страдания, через потери, и человек приходит к тому что: на все воля Твоя, Боже», — считает Евгений Гельфонд, главный режиссёр, художественный руководитель «Нового художественного театра», г. Челябинск.

Леонид Леонов написал рассказ «Гибель Егорушки» в 1924 году, когда ему было 25 лет. Революция, Великая Отечественная война — страницы его жизни. Режиссер Евгений Гельфонд подмечает в рассказах и пьесах Леонова важное.

«Тема всегда одна: как остаться человеком?», — говорит режиссер.

Сегодня эта тема, кажется, как никогда актуальна. Каждому приходится определиться со своими приоритетами. Определить, что для него важно в жизни. Сегодня, как и на рубеже веков, даже в одной семье встречаются разные взгляды на происходящее. И в театральном мире тоже есть «оставшиеся и уехавшие». Театр — отражение жизни.

«Как может человек, живущий в Москве, знающий театр, спокойно пережить отъезд, допустим, Римаса Туминаса. При этом я не комментирую возмутительные, на самом деле возмутительные тексты, которые он произносит уехав. В принципе, мог бы и промолчать: когда я была маленькая мне папа говорил, молчи — за умную сойдешь. И он был прав! Но тем не менее, это страшенная потеря, страшный, сокрушительный удар не только по театру имени Вахтангова, но и вообще по театру. Как могут наши молодые театроведческие барышни могут пережить, что остался где-то там Юрий Бутусов или Дмитрий Крымов. Но это я называю первые имена. Конечно, это ситуация тяжелая. Но я еще раз повторю, что мы сами свое заместим. Я за последние годы очень много смотрю спектаклей, которые сделаны женщинами-режиссерами, это и раньше было, но в каких-то приличных масштабах, а теперь наши женщины распоясались, ставят везде и всюду и что самое возмутительное — очень хорошо», — признается Марина Тимашева, член жюри фестиваля.

Театральная публика — тоже преимущественно женщины. Фестиваль «У троицы» имеет и своего постоянного взрослого почитателя, и молодежь не упускает возможность увидеть, чем живут театры из разных уголков России.

«Фестиваль расширяет границы понимания театра публикой. И даже если есть неудачный опыт или удачный опыт. Публика не может собраться и поехать в Пермь или Челябинск посмотреть там постановки. Понятно, что в Москву проще поехать, чем в Сибирь. Поэтому, когда приезжают лучшие театры России с Урала, например, конечно, это эстетический опыт для публики. Потому что вольно или невольно вырабатываются критерии художественности, понимание театрального языка, который может быть очень разнообразный. Но главное, что он должен быть убедительным», — считает Капитолина Кокшенева, литературный и театральный критик, кандидат искусствоведения, член жюри фестиваля «У Троицы».

В субботу, 10 июня, фестиваль подведет итоги. Жюри назовет победителей в разных номинациях. Театральные коллективы увезут с собой  символы фестиваля и советы, которые дают члены жюри при разборе постановок.

126 Оксана Мирошникова, Дмитрий Зайчиков ТВР24
Фото @ Сергиев.ru