Сергиев.ru

Святыня не покинула Лавры

Святыня не покинула Лавры

95 лет назад большевики провели вскрытие мощей Преподобного Сергия.

В истории нашей страны и нашего города бывали моменты, гордиться которыми с высоты сегодняшнего дня можно едва ли. Одним из них стало вскрытие мощей Преподобного Сергия, насильственно  проведённое советскими властями 95 лет назад, в апреле 1919 года. Несмотря на протесты духовенства и общественности, а также настоятельные просьбы Патриарха Тихона, акция была не просто осуществлена, но запечатлена на киноплёнку, а получившийся фильм потом активно использовали в видах государственной антирелигиозной пропаганды.

Эти события оставили глубокий след в истории Церкви, всей России, Лавры и Сергиева Посада. Поругание святыни, к счастью, не было доведено до конца: невзирая на призывы захоронить мощи или отправить их в один из московских музеев, раку с Преподобным оставили в Троицком соборе, а поток богомольцев к ней не только не уменьшился, но существенно вырос даже сразу после вскрытия. Окончательно вопрос сохранения мощей был урегулирован лишь после войны, в 1946 году, когда Лавру вернули Церкви и в ней вновь начались богослужения. Внимание и интерес к этой теме не ослабевают и по сей день.

Редакция «Без всяких осложнений»

14 февраля 1919 года Коллегия Народного комиссариата юстиции приняла постановление об организованном вскрытии мощей святых на территории России. Опираясь на него, 1 апреля на пленарном заседании Сергиево-Посадский Совдеп большинством голосов при тайном голосовании утвердил резолюцию о вскрытии мощей Сергия Радонежского. Волна распространившихся слухов о предстоящем вскрытии сразу накалила атмосферу в городе.

Одними из первых общественное напряжение почувствовали на себе члены Комиссии по охране памятников Троице-Сергиевой лавры, проинформировавшие о происходящем Музейный отдел Наркомпроса, в ведении которого в то время находился монастырь. 9 апреля заведующая Музейным отделом Н. И. Троцкая ходатайствовала перед наркомом юстиции Д. И. Курским об отсрочке вскрытия (документ поступил в ведомство через два дня). Ответ был следующим: «Мощи уже вскрыты без всяких осложнений. Угрозы же местного населения несерьёзны, а если они мешают работе, то нужно обратиться в соответствующие органы советской власти».

Несмотря на общественный протест (массовые ходатайства и подписи в защиту святыни), вскрытие было произведено 11 апреля 1919 года в присутствии многочисленных наблюдателей. В их число входили представители местных и губернских властей, Наркомата юстиции, трудовых коллективов и волостей, старосты приходов, красноармейцы, монашествующие, верующие. Присутствовали, согласно принятому в таких случаях правилу, и два доктора.

Весь процесс вскрытия протоколировался и снимался  на киноплёнку (реж. Л. В. Кулешов). В ходе освидетельствования мощей было установлено и зафиксировано в протоколе, что в раке находятся останки человека, возраст которых составлял около 500 лет. После проведённого вскрытия некоторое время мощи  Преподобного Сергия оставались открытыми «для обозрения», доступ к ним был свободным.  Впоследствии в раке установили стеклянную крышку, опечатав её при этом печатями комиссара Лавры.

На следующий день, 12 апреля 1919 года, о вскрытии мощей Сергия Радонежского и проведённой киносъёмке было доложено В. И. Ленину. На обороте докладной записки он написал поручение секретарю: «Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино по всей Москве».

Вопрос о дальнейшей судьбе мощей Преподобного Сергия, продолжавших и после вскрытия оставаться объектом поклонения для многочисленных паломников, обострился после закрытия монастыря в начале ноября 1919 года. Позиция Наркомата юстиции по данному вопросу была однозначной и неизменной: мощи должны быть ликвидированы, предпочтительнее путём вывоза за пределы Лавры. Однако волна общественного противодействия (неоднократные ходатайства Патриарха Тихона и массовые обращения верующих в самые высокие инстанции) — с одной стороны, как и нерешительность и фактическое бездействие местных органов власти — с другой, не позволили осуществиться этим планам.

Даже подпись В. И. Ленина, утвердившего 27 августа 1920 года постановление Малого СНК по заявлению Патриарха Тихона от 10 мая 1920 года (в очередной раз ходатайствовавшего о судьбе мощей), которое фактически санкционировало их вывоз, не изменила ситуации. Святыня так и не покинула Лавры. Лишь в условиях угрозы фашистской оккупации она вместе с наиболее ценными экспонатами Загорского музея-заповедника была временно эвакуирована в Соликамск.

Маргарита ГАГАНОВА, старший научный сотрудник историко-художественного музея-заповедника.

Обратная связь