Надежда Ивановна Лысенко — известный педагог, более 40 лет возглавлявший ветеранскую организацию работников образования. Обычно мы привыкли видеть её вдвоём с мужем, участником Великой Отечественной войны Александром Григорьевичем Лысенко. Неразлучная пара, видные общественники они часто были гостями различных городских мероприятий. Но увы, в этом году 29 января супруга не стало. Для Надежды Ивановны это тяжёлая и невосполнимая потеря, с которой она не может смириться. Впервые за много лет день рождения ей пришлось отмечать без любимого мужа.
Поздравить юбиляршу приехала заместитель главы администрации округа Ольга Дударева.
Мы встретились с Надеждой Ивановной за день до юбилея. На наше поздравление с 90-летием она шутливо заметила: «Мне пока 89, не надо меня старить, я ещё девушка о-го-го. А супругу моему было бы 96». Портрет Александра Григорьевича в парадном пиджаке с орденами стоит в комнате на самом видном месте. Пока мы общаемся, юбилярша то и дело обращается к нему, журит, мол, подвёл её, теперь приходится одной отдуваться на интервью.
— Вы родом из Беларуси?
— Да, из-под Славгорода Могилёвской области. Мы жили в трёх километрах от центра города в деревне Чечёровка. Её построил мой отец, с мужиками они пошли в лес, срубили там сосны и возвели хутор в шесть домов. Потом уже люди стали селиться рядом. У нас в деревне была хорошая хата, когда уезжали, всё пришлось оставить. Я списываюсь с друзьями, кто там живёт, дом наш до сих пор стоит.
— Война вас застала в деревне?
— Конечно, я тогда была шкетом. Под оккупацией мы прожили два года. Немцы в нашей деревне появлялись редко, наверное, потому что дома стояли довольно глубоко в лесу, и они побаивались партизан. Но когда набегами заскакивали, выгребали подчистую всё из чулана. Помню, мама прятала масло под подушку. Я тогда не догадывалась зачем, много позже только поняла. В войну у меня погибло трое братьев, красавцы были. А четвёртый битый-перебитый вернулся в 1948 году.
— Ваша мама тоже была педагогом?
— Мама окончила приходскую церковную школу и курсы воспитателей. Всю жизнь проработала в детском саду. В семье у нас было десять детей, я последняя в роду, и всё богатство, которое мне досталось, это стопки книг. Детскую литературу тогда издавали очень яркую, изящную. Так, в пять лет я уже довольно бойко читала, а в школу меня взяли сразу в 4 класс. Одна из моих сестёр была доктором. Мне эта профессия очень нравилась. Как сейчас помню, одевала её белый халат, подвязывала тонким полотенцем и лечила всю свою округу. Но потом всё же, как вторая сестра, выбрала педагогику, поступила в Могилёвский государственный педагогический институт на специальность учитель физики. Вернулась преподавать в свою родную школу в деревню Васьковичи. Позже я получила ещё один диплом учителя математики.
— А где вы с Александром Григорьевичем познакомились?
— Можно сказать, на дороге. Посёлок наш располагался недалеко от шоссе Москва — Брест. Я всегда была девчонка проворная, на велосипеде за четыре версты поехала в кино. А он в этом время направлялся в город из соседней Поповки. Так и познакомились. Женихов в наше время было полно, но тут смотрю, парень видный, статный, кому такой мог не понравиться. Повстречались мы недолго, да и свадьбы никакой не было. Александр сам поехал в сельсовет, где председателем был его друг. Тот дал ему бланк брачного свидетельства, Саша его сам заполнил и всё, мы муж и жена.
— Как получилось, что вы переехали в Загорск?
— В Загорск мы перебрались в 1973 году. Умерла моя мама, и я очень горевала по этому поводу, так что невозможно было оставаться на деревне. Решили переехать в другое место. У нас было два варианта, либо к брату Александра в Ленинград, либо к моей старшей сестре, которая жила в Скоропусковском. К чужому человеку мне не хотелось, и я выбрала поближе к своей родне. Мой муж по первому образованию был строитель, по второму – историк, поэтому нас взяли на работу в трест №15, при котором был техникум и институт. Я вела там физику и математику, а он историю и обществоведение. Трест сразу выделил нам квартиру на Угличе, так что мы ни дня не жили в съёмном жилье. Потом мужу, как военному, выделили уже эту квартиру. У нас родилось двое детей, сейчас уже есть пятеро внуков и шесть правнуков.
— Сколько лет вы отдали педагогике?
— Всю жизнь, с 1953 года преподаю, и много лет работала в ветеранской организации работников образования, в которой было около 44 тысяч педагогов.
— Ученики часто навещают?
— Раньше постоянно в гости заглядывали, когда мы с мужем были вдвоём. А когда Александра Григорьевича не стало, многие звонили, выражали соболезнование, трое их техникума приезжали проститься на кладбище.
— Вы как-то следите сейчас за новостями в мире?
— Вы знаете, не дай бог, если что-то случится, дети мои любимые. Мы перетерпели такую жуткую, страшную войну. Но я думаю, что сейчас ничего плохого не произойдёт, потому наше руководство и Украины гораздо умнее нас.
Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
фото: Светлана ВОЛОДИНА
Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »