Отгремевшие было страсти по поводу строительства полигона и мусоросортировочной линии в Сергиево-Посадском городском округе закипели с новой силой. Гражданские активисты обнаружили признаки экологической катастрофы.
Разложился на плесень и на липовый мёд
По версии общественников, случилось следующее. Мусорная куча весом более миллиона тонн, которую собирали 15 месяцев со всего севера Московской области и некоторых районов Москвы, не выдержав обильных дождей, рассыпалась и расползлась по сторонам. Фильтрат растёкся по всей площадке, попал в грунтовые воды и загадил весь лес, отравив в прямом и переносном смысле жизнь проживающих по соседству людей.
Сотрудники КПО «Север», чтобы скрыть последствия катастрофы, используя бульдозеры и спецтехнику, попытались скрыть следы безобразия. Тезисы иллюстрирует зловещий видеоряд: условно мутная вода в ручейке, огромная гора, ненасытные чайки и люди на взводе, которым соседство с любым мусороперерабатывающим комплексом априори не в радость.
Ответ официальный
Официальный ответ не заставил себя долго ждать.
— Информация (изложенная общественником Максимом Шингаркиным) не соответствует действительности. На комплексе по переработке отходов «Север» аварий не зафиксировано. Окружающей среде и экологической безопасности ничего не угрожает. Опубликованная видеозапись формирует ошибочное представление о системе обращения с отходами и вводит зрителей в заблуждение, — говорится в фабуле.
По версии мусоропереработчиков, вода в реке абсолютно чистая и прозрачная, тоннаж отходов в «куче» завышен примерно в четыре раза — при мощности полигона в 450 тысяч тонн 20% отправляется на вторпереработку, а 30% компостируется, в то время как оставшаяся половина мусора складируется для сжигания. То есть, в лучшем случае, следует из ответа, речь идёт о 250 тысячах тонн.
Показали-рассказали
Дабы развеять опасения и опровергнуть заблуждения, заместитель гендиректора управляющей компании регоператора Евгений Комаров впервые за долгое время провёл экскурсию для журналистов газеты «Вперёд» по комплексу, которая проиллюстрировала примерно следующее:
Мусор везут, комплекс работает.
За «развалившуюся кучу», судя по всему, приняли «хвосты», которые в обозримой перспективе (назовём это так) обещают сжигать на заводах соответствующего профиля, которые будут построены в других муниципалитетах (скорее всего не у нас, хотя подробности строительства второй линии МПК «Сахарово» пока открыто не обсуждаются). То, что «гора» имеет негламурный и зловещий вид, по мнению представителей регоператора, смущать никого не должно. Организаторы полигона «хвостов» находятся в процессе его утрамбовки и создания террас, пересыпанных грунтом. В ближайшее время всё должно стать значительно цивильнее.
Под «горой» или «кучей хвостов» (её работники комплекса политкорректно зовут «картой») лежит основание из нескольких слоёв текстиля, мембран, которые не дают фильтрату просочиться в почву. Дренажная система собирает его в резервуар, который отвозят на обезвреживание одной из фирм в виде концентрата.
Размер «горы» отчасти обусловлен нашей несознательностью: в «хвосты», к примеру, попадает загрязнённый пластик. А если бы мыли... глядишь, и гора была бы вдвое меньше. Из хороших новостей: количество полезных фракций множится. Есть фирмы, готовые, например, перерабатывать полипропилен.
Резюме
Компетентно рассуждать об экологической катастрофе, даже если она вялотекущая, принято на основании результатов экспертизы. Ничего подобного сторона обвинения не предоставила.
Да, никому не нравится соседство с мусороперерабатывающим комплексом. И чем оно ближе, тем восторгов по поводу переработки меньше. Но мусорим мы много, сортируем неохотно и девать всё это куда-то надо.
Сергей РУНЬКО
Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ
P. S. Вопрос о ситуации на КПО «Север» будет рассмотрен на ближайшем заседании комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа