«Сильнейшее нервное напряжение», «Наш спортсмен не справился с нервами», «Психологически не настроился» — все эти фразы нередко мы слышим во время трансляций спортивных соревнований. Но редко задумываемся о том, что успех спортсмена и в самом деле во многом зависит от его психологического здоровья. Поэтому в большом спорте наряду с тренерами чемпионов воспитывают и психологи. Как правильно подобрать вид спорта для ребёнка? Что помогает справиться со стрессом, когда не получается добиться успехов? Об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой АНО ДПО «МИОН» Натальей Шенцевой.
— Почему ребёнка надо отдавать в спорт?
— Спорт формирует в ребёнке такие качества, как высокая самооценка, стрессоустойчивость, умение общаться в коллективе, целеустремлённость, навыки эмоциональной саморегуляции. Это очень ценные качества, которые даёт именно массовый спорт. Есть исследования, которые подтвердили связь между занятиями физкультурой и развитием познавательных способностей — памятью, вниманием, мышлением. Поэтому отдавать ребёнка в спорт надо! Другой вопрос, в какой вид спорта — командный или индивидуальный.
— Как родителю понять, подходит спорт его ребёнку или нет?
— Есть такие понятия, как интроверсия и экстраверсия. Экстраверты открыты к общению, прекрасно взаимодействуют в коллективе. Им надо заниматься командными видами спорта. Интроверты лучше себя чувствуют в индивидуальных видах. Дальше надо решить, насколько ребёнок готов к агрессивным видам спорта, таким как единоборства. Ведь это преодоление страха, физической боли. Единоборства подойдут тем детям, у которых есть некоторый уровень агрессии. Например, если ребёнок дома или на площадке бросает или ломает игрушки, задирает сверстников, он найдёт применение своим эмоциям в единоборствах. Но есть и другой вариант, когда ребёнок — не борец. Тогда подойдут фигурное катание, лыжные гонки, лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика, шахматы. Родитель должен понимать, что он хочет сформировать у ребёнка, при этом не навредив психике.
— В каком возрасте надо начинать занятия спортом?
— Самооценка формируется у ребёнка в дошкольном возрасте. Она опирается на эмоциональную составляющую: нравится или не нравится. Если родитель доволен результатами своего ребёнка, самооценка юного спортсмена будет высокой. Физкультурой надо заниматься ещё до школы, а дальше зависит от вида спорта.
— В беседах с тренерами часто обсуждается тема родительских амбиций. К чему может привести желание родителей вырастить из своего ребёнка чемпиона?
— Прежде всего, родители должны себе объяснить, зачем они отдают ребёнка в конкретный вид спорта. Одно дело, если они хотят воспитывать всесторонне развитого, психологически и физически здорового ребёнка. В этом случае, как мы говорили ранее, вид спорта выбирается исходя из желания и психологической направленности ребёнка. Но есть родители, которые руководствуются собственными амбициями и в гонке за спортивными достижениями готовы ломать детскую психику. Так, как родители «ломают» своих чад, никто сломать не может, ведь для ребёнка они — авторитет. В итоге мы получаем психологически неблагополучную личность.
— Какие проблемы могут возникнуть у ребёнка в спортивном коллективе?
— В игровых дисциплинах у каждого есть своя роль: кто-то нападающий, кто-то защитник, кто-то вратарь. Командные виды спорта хороши тем, что игроки не конкурируют друг с другом, а помогают. Как правило, те, кто играют в одной команде, остаются друзьями на долгие годы. Проблемы возникают, только если ребёнок не может адаптироваться. В таком случае родителям надо быть особенно внимательными — разговаривать, спрашивать, что происходит, какие отношения с другими игроками.
— Если ребёнок понимает, что не дотягивает до уровня команды, что делать? Уходить из спорта?
— Дети все разные: есть явные лидеры, а есть — наоборот, ведомые. Когда ребёнок большую часть времени проводит на скамейке запасных, на то есть причина. Возможно, всё банально: нужны дополнительные тренировки, чтобы дорасти до уровня команды. Может, ему не нравится заниматься, может, у него нет природного таланта к этому виду спорта. Или он влюбился и ему сейчас не до того, что часто бывает в подростковом возрасте. Но есть такой тип людей, которым просто не нравится быть лидерами. Ребёнок комфортно себя чувствует на скамейке запасных, он получает удовольствие от тренировок, от общения с командой. Ему не надо быть в первой пятёрке. Такой вариант вполне допустим, и проблем я тут не вижу.
— Есть какая-то специфика реализации спортсмена в индивидуальном виде спора?
— В любом виде деятельности, в спорте в том числе, необходимо сравнивать себя только с собой. Только тогда человек идёт вперёд и развивается. «Индивидуальщик» всегда преодолевает самого себя, стремится к личным рекордам, развивает в себе перфекционизм. Эти качества очень помогают в жизни. Как правило, тот, кто занимался индивидуальным видом спорта, имеет явные лидерские качества, умеет добиваться поставленных целей.
— Многие родители переживают, не помешает ли спорт учёбе. Как соединить эти два вида деятельности и не перегрузить ребёнка?
— С точки зрения нейронауки мозг «живёт», пока он обучается, это его основная функция. В процессе обучения происходит связь нейронов между собой. Для того чтобы эти связи стали крепкими, надо много раз повторить полученную информацию. Учёные выяснили, что для укрепления связей также эффективны физические упражнения. Спорт отлично развивает концентрацию внимания, а без внимания невозможно что-то запомнить. Доказано, что ребёнок, который после занятий пошёл на тренировку, лучше запоминает выученный материал. Кстати, сейчас у многих детей диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Спорт учит концентрироваться на процессе тренировки, даёт разгрузку мозгу, способствует лучшему усвоению информации. Ребёнок лучше отдыхает, когда он бегает, а не сидит в смартфоне в виртуальных играх.
— Массовый спорт — это полезно и для физического, и для психологического здоровья. А профессиональный?
— Последствия профессионального спорта с точки зрения психологии очень серьёзные. Как правило, в профессиональный спорт уходят дети, которые с раннего возраста тренируются, которые всё время проводят на сборах и соревнованиях. Это очень серьёзная психологическая нагрузка и постоянный стресс. Кроме того, зачастую профессиональные спортсмены, заканчивая карьеру, сталкиваются с проблемами адаптации к социуму, не умеют выполнять элементарные бытовые функции: сходить в магазин, приготовить себе еду. Не каждый становится Шараповой или Овечкиным. Большинство из бывших спортсменов находят себя в тренерской работе или уходят в другой вид деятельности. Родители должны сто раз подумать, стоит ли отдавать ребёнка в большой спорт.
Дарья Трофимова
Фото автора