Сергиев.ru

Шпильки в молодости — операция в старости

Шпильки в молодости — операция в старости

Ноги, конечно, после такого дефиле болят, да и неудобно на шпильках долго ходить, но ведь красиво. Мало кто задумывается, чем грозят шпильки их любительницам. На этот вопрос мы попросили ответить Андрея Горшкова, хирурга-ортопеда Районной больницы.

Что такое халюс вальгус и почему его нужно опасаться

— Обувь должна быть разная, — просит модниц запомнить хирург, — высота каблука не должна превышать 2-3 см, а нос обуви не быть узким.

«А что будет, если продолжать носить каблуки?» — спрашиваю доктора.

— Халюс вальгус будет, — заметив моё явное недоумение, Андрей Горшков поясняет, — это на латыни, а если по-русски, будет деформация стопы. Для большинства женщин, а этим страдают преимущественно дамы, болезнь больше известна как шишка у большого пальца.

***

Деформация стопы выражается не только шишкой, изменения могут быть и на пятке, и на голеностопе. И кстати, виноваты не всегда каблуки, хотя свою роль они тоже играют, «подкармливая» халюс вальгус. Болезнь часто бывает наследственной, причём преимущественно по женской линии.

Плоскостопие, которое не лечили в детстве, тоже свою роль в «выращивании» косточки сыграет. Заболевание не смертельное, но доставляет много неудобств: эстетически это не красиво, обувь подобрать  сложно, со временем появляются боли, которые со временем только усиливаются.

Степени у халюса вальгуса три, различаются они по градусам, но пациент явно самостоятельно измерить их не сможет, поэтому для обывателей ориентиры такие. Первая степень — минимальные отклонения и изменения тканей, без хирурга-ортопеда этого не заметить. На второй появляется тяжесть при движении и иногда боль в косточке. Пропустить третью невозможно — вальгусная деформация отчётливо видна, а при ходьбе появляются боли.

Можно ли избавиться от шишки?

Сама она не рассосётся — это доказанный факт. Медикаментозных препаратов, чтобы избавиться от этой напасти, тоже пока не придумали, хотя интернет и пестрит рекламой чудодейственной мази. А все эти межпальцевые фиксаторы хороши для профилактики, в тандеме с удобной обувью, но если кость уже выросла, выход один — операция. И если для каждого из нас это звучит как что-то страшное, для хирурга-ортопеда это уже рутинная работа.

В неделю Андрей Горшков оперирует по 2-3 пациента с деформацией стопы. Избавлять людей от халюса вальгуса в Районной больнице он начал с 2017 года. Доктор регулярно участвует в различных конференциях и состоит в Обществе хирургов стопы и голеностопных суставов. По полису ОМС операция бесплатная. Если раньше её делали под спинномозговой анестезией, сейчас обходятся местной: «Уже после операции пациент может самостоятельно дойти до палаты, да и заживление ран проходит быстрее», — рассказывает врач. После хирургического вмешательства из больницы выписывают через 3-4 дня.

Вместо каблуков наденут обувь Барука

Для того чтобы не нагружать переднюю часть стопы, где и выполняют операцию, избавляя пациента от косточки, нужно надевать обувь Барука. Это специальные ботинки, которые помогают перенести вес тела на пятку, выключая из процесса плюсневую кость. Ходить в этих приспособлениях нужно будет до шести недель, при условии что заживление идёт по плану. После операции пациенты обязательно наблюдаются у хирурга-ортопеда.

По словам Андрея Горшкова, самой молодой девушке, которой он проводил операцию, было 19 лет. Если проблемы деформации стоп есть у детей, их оперируют с 10-летнего возраста.

История одной пациентки

Четыре года назад Татьяна делала операцию сразу на две ноги — удаляла косточки. Тогда в Сергиевом Посаде эту операцию выполняли под общим наркозом и только на одну ногу, вторую можно было делать не раньше, чем через семь месяцев. По рекомендации знакомых она поехала на операцию в московскую клинику. Первое, что спросил доктор, — есть ли такая же проблема у мамы или бабушки. А у Татьяны почти все женщины в семье мучаются с этими косточками. Сама она в молодости высокими каблуками не грешила, надевала только на торжества, так что в её случае, всему виной наследственность.

Операция прошла успешно, под местным наркозом. Её быстро выписали домой. А вот до момента, когда можно было снова носить привычную обувь, прошло три месяца: «Хрящ долго нарастал, сначала носила специальные ботинки, потом купила кроссовки на размер больше. Результатом я довольна. Жалею только о том, что не сделала эту операцию раньше».

Евгения Кинтушева

Фото @ Сергиев.ru