Сергиев.ru
Культура

Спектакль после спектакля | Тема

На фестивале «У Троицы» после каждого спектакля идёт разбор постановки. VII Международный театральный фестиваль «У Троицы» набрал обороты и миновал свой экватор. На трёх городских сценах звучат и разыгрываются спектакли театров из Питера и Москвы, Сергиева Посада, Вологды, Донецка, Челябинска, в программе есть театр-студия при Чеховском музее «Мелихово».

Все спектакли разные. Как сказал Алексей Пасуев, театральный критик из Питера, здесь вся россыпь театральных форм, видов, жанров и возможностей. Неизменно одно: после каждого спектакля фестивальное жюри публично высказывается, можно сказать, препарирует зрелище. И это еще один спектакль, еще одно ценное впечатление от фестиваля, которое получает зритель. Ну, а создатели спектаклей выслушивают профессиональный разбор своей работы.

В театре каждый должен делать свою часть работы. Режиссёр тоже в значительной степени занимается препарацией и автора, и актёра. Театр вообще вещь жестокая, потому что он делается из живых людей. Поэтому тут не до сантиментов и по большей части режиссёры люди не слишком сентиментальные - Алексей Пасуев, театральный критик, член жюри фестиваля «У Троицы»

Идёт разбор спектакля «Мне скучно, бес» «Театрального ковчега». Его режиссёра Олега Нагорничных нет с нами, он скончался 13 декабря. Олег Леонидович много лет работал с театром. «Маленькие трагедии» Пушкина он соединил с пушкинской же «Сценой из Фауста». Он одел сцену в серый металл и прозрачный пластик и явил еще одного героя драмы — металлический ящик, который и сундук, и гроб, и стол, и плаха.

Случайность или нет, но жюри фестиваля «У Троицы» — это соединение двух театроведеческих школ. Председатель жюри Нина Алексеевна Шалимова, доктор искусствоведения, представляет московскую школу, а ее коллеги театральные критики Евгений Авраменко и Алексей Пасуев — питербургскую.

Питербургская школа, она больше нацелена на режиссуру, она понимает конструктивные особенности спектакля. Тогда как московская школа  - она всегда была чутка к актёрам и понимала какое-то внутреннее содержание спектакля. Но мне кажется, особого конфликта у нас нет, наоборот есть ощущение, что мы дополняем друг друга - Евгений Авраменко, театральный критик, жюри фестиваля «У Троицы»

У меня как-то немножко так руки тряслись, но мне понравилось. Я понял, не надо бояться фестивалей, это было очень полезно и хотелось слушать - Андрей Потапов, актёр театра-студии «Театральный ковчег», исполнитель роли Дон Гуана

То, что я учёл бы это, что сказала Нина Алексеевна Шалимова, Пушкин это особый материал.  Мне кажется по-особому надо к нему подходить - Вячеслав Смирнов, художественный руководитель театра-студии «Театральный ковчег»

А это обсуждение моноспектакля «Сны о Сонечке» Камерного драматического театра из Вологды. Спектакль поставлен по прозе Марины Цветаевой и её стихам. «Повесть о Сонечке» была написана Цветаевой в 37-38 годах, а с Сонечкой Голлидей, актрисой и чтицей, она встретилась в 1919-м. Ирина Джапакова играет и ту, и другую. В шинели она Марина, в белом платье — Сонечка. В черной коробке сцены повисли петли и блестят колокола.  

Очень часто мы видим в театре, как актер или актриса выходят, мягко говоря, пустыми, но потом по ходу дела набирают. Здесь актриса сразу же выходит наполненная поэтической рефлексией - Нина Шалимова, профессор ГИТИСа, председатель жюри фестиваля «У Троицы»

Мне спектакль очень понравился, что бывает редко, почти никогда - Яков Рубин, режиссёр спектакля «Сны о Сонечке»

Камерный драматический театр Вологды — частный театр. Он был создан в конце 90-х годов режиссёром Яковом Рубиным и единомышленниками. Все эти годы театр буквально сражается за своё право жить. А тут еще пандемия, и театру бывало совсем худо.

Нас никто не финансирует. Если мы не работали, то мы не работали, чуть не умерли. Мы начали работать в сентябре и поставили Достоевского - Ирина Джапакова, атриса Камерного драматического театра Вологды

Сегодня VII Международный театральный фестиваль «У Троицы» показывает нам, как звучит сегодня театр в России, какой он, для чего. Он также выявляет зрителя, который идет в театр, который в месяцы локдауна скучал по театру и ждал его. Зрители, сами того не сознавая, стали важным впечатлением первых дней фестиваля.

Радостно за театр, воспитавший такого зрителя. Сейчас в ситуации современной, разбросанной, разорванной, деградировавшей основной публики, вот формирование такого сектора публики - это очень большая и благородная задача, которую выполнил по отношению к своему существованию в искусстве «Театральный Ковчег» - Нина Шалимова, профессор ГИТИСа, председатель жюри фестиваля «У Троицы»

Фото @ Сергиев.ru